02:22 Карма: причинно-следственный закон |
Содержание ВведениеКарма — это одно из самых глубоких и многогранных понятий в индийских религиях и философии. С санскритского языка термин переводится как «действие», «обязанность» или «деятельность». Это понятие охватывает не только конкретные действия человека, но и их последствия, которые влияют на его судьбу в текущей жизни и в будущих перерождениях. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты кармы, ее исторические корни, философские интерпретации и влияние на жизнь людей.Основы концепции кармыСогласно учению о карме, каждое действие человека, будь то положительное или отрицательное, имеет свои последствия. Эти последствия могут проявляться как в этой жизни, так и в будущих перерождениях. Таким образом, карма выступает в роли вселенского причинно-следственного закона, который определяет, какие страдания или наслаждения будут испытываться человеком на протяжении его существования.Плоды кармы, известные как карма-пхала, являются результатом действий, которые человек совершает на протяжении своей жизни. Это подразумевает, что каждый человек несет ответственность за свою судьбу и за те переживания, которые он испытывает. Важно отметить, что действия, совершаемые в состоянии освобождения (мокши), не производят ни хорошей, ни плохой кармы. Исторические корниПонятие кармы уходит своими корнями к ранним Упанишадам — древним текстам индийской философии. В этих текстах подчеркивается, что все живые существа несут ответственность за свою карму и должны стремиться к освобождению из круговорота рождения и смерти (сансары). Веданта, одна из шести ортодоксальных школ индийской философии, также рассматривает роль Бога как распределителя плодов кармы и как обладателя силы изменять карму индивида.Философские интерпретацииРазличные индийские религии предлагают свои интерпретации понятия кармы. В буддизме акцент делается на естественные причинно-следственные законы как достаточное объяснение результатов кармы. Буддисты верят, что понимание кармы помогает людям осознать свои действия и их последствия, что, в свою очередь, способствует духовному развитию и освобождению.В индуизме карма также рассматривается как важный аспект духовной практики. Последователи этой религии считают, что выполнение своих обязанностей (дхармы) и добрые дела способствуют накоплению положительной кармы, что ведет к лучшему перерождению. Существует также мнение, что компетентный гуру может частично освободить ученика от его кармы. Гуру действует как посредник между учеником и Божественным, предоставляя возможность изменить или смягчить последствия действий. Влияние кармы на жизнь человекаПонимание кармы имеет огромное значение для многих людей. Оно формирует их мировоззрение и поведение. Осознание того, что каждое действие имеет свои последствия, может побуждать людей действовать более осознанно и ответственно. Это также может служить источником утешения в трудные времена: понимание того, что страдания могут быть результатом прошлых действий, помогает людям принять свою судьбу и работать над улучшением своей кармы в будущем.Кроме того, концепция кармы часто используется для объяснения социальных явлений. Например, бедность или страдания могут рассматриваться как следствия плохой кармы в прошлом. Это может привести к различным интерпретациям социальной справедливости и моральной ответственности. Карма в ИндуизмеОдно из первых драматических описаний закона кармы можно найти в «Бхагавадгите», являющейся частью эпоса «Махабхарата». Один из главных героев эпоса, Арджуна, готовясь к битве, осознаёт, что в рядах его противников находятся члены его семьи, его учителя и наставники. Впав в смятение, Арджуна решает не принимать участие в сражении. Кришна, играя роль возницы его колесницы, среди других вещей разъясняет Арджуне понятие «долга» и убеждает его в том, что долгом для него является сражаться в предстоящей битве. Вся «Бхагавадгита» представляет собой беседу между Кришной и Арджуной о различных аспектах жизни и философских темах. Изначальная концепция кармы в индуизме получила своё дальнейшее развитие в различных традициях и философских школах, таких как веданта и тантра.Карма означает «действие» или «деятельность» и в более широком смысле олицетворяет универсальные принципы причины и результата, деятельности и её последствий, действия и воздаяния, которые повсеместно присутствуют в жизни. Карма не является судьбой — люди действуют в соответствии со свободой воли, создавая свою собственную судьбу, хотя накопленная в прошлых жизнях кармическая сила может влиять на их решения и действия в настоящем. Согласно Ведам, если мы сеем добро — мы пожнём добро; если мы сеем зло — мы пожнём зло. Карма представляет собой совокупность всех наших действий и их последствий как в этой, так и в предыдущих воплощениях, которые определяют наше будущее. Влияние кармы можно преодолеть путём разумной деятельности без привязанности к её плодам, осуществляемой в соответствии с предписаниями священных писаний. Закон кармы имеет духовное происхождение. Многие индуисты видят прямое вмешательство Бога в кармические процессы, тогда как другие рассматривают естественные законы действий и их последствий как достаточное объяснение эффектов кармы. Карма не является наказанием или воздаянием, а представляет собой естественные последствия деятельности индивидуума. Кармические последствия также могут быть нейтрализованы с помощью определённых действий и не обязательно являются частью судьбы индивида, не поддающейся изменению. То есть определённое действие, практикуемое в настоящем, не привязывает индивидуума к какому-то определённому будущему опыту или реакции — карма не является настолько простым соотношением между наградой и наказанием. Четыре типа кармыВ священных писаниях карма делится на четыре вида:
Санчита-карма обозначает совокупность всех кармических накоплений, которые человек собрал за свою жизнь и предыдущие жизни. Это «запасы» действий, как положительных, так и отрицательных, которые определяют судьбу и обстоятельства человека в будущем. В отличие от других видов кармы, таких как Парабда-карма (карма, которая проявляется в текущей жизни) и Критта-карма (действия, которые совершаются в данный момент), Санчита-карма включает в себя все действия, совершенные в прошлом. Эти накопления могут влиять на текущее состояние человека, его жизненные обстоятельства, отношения и даже здоровье. Прарабдха-карма — «созревшая» карма, это та часть прошлой кармы, или санчита-кармы, которая приносит плоды в настоящий момент и влияет на жизнь и судьбу индивида в его настоящем воплощении в круговороте рождения и смерти самсаре. Это та часть кармы, плоды которой пришло время пожинать. Её практически нельзя избежать или изменить. Избавиться от неё возможно только пройдя через неё, заплатив свои прошлые долги. Прарабдха-карма — это карма которая начала действовать и приносить плоды. Это определённые элементы кармы, выбранные из общей массы санчита-кармы. В ведантической литературе приводится одна интересная история, которая наглядно иллюстрирует механизм прарабдха-кармы. Лучник только что выпустил стрелу из своего лука. Он не может вернуть её назад. Он готовится выпустить ещё одну стрелу. Колчан со стрелами за его спиной олицетворяет санчита-карму; стрела, которую он уже выпустил — прарабдха-карму; и стрела, которую он готовится выстрелить — криямана-карму. Из этих трёх, лучник обладает полным контролем над санчитой и крияманой, но он должен будет непременно получить результат прарабдхи. Прошлые кармические реакции, которые начали проявляться, непременно будут получены. Криямана-карма — это наши текущие действия. Это карма, которую люди создают в настоящий момент, и плоды которой будут получены в будущем. Она относиться к кармическим действиям, которые совершаются в настоящем моменте и имеют непосредственное влияние на будущее. В отличие от Прарабдха-кармы, которая представляет собой последствия прошлых действий, Криямана-карма включает в себя те действия, которые человек выполняет сейчас, и которые формируют его будущие обстоятельства и опыт. Криямана-карма можно рассматривать как активное создание своей судьбы. Каждый выбор, каждое действие и намерение в настоящем моменте формирует новые кармические последствия. Это подчеркивает важность осознанности в повседневной жизни: то, как мы действуем, думаем и чувствуем сейчас, определяет наше будущее. Эта концепция также тесно связана с понятием свободной воли. Хотя прошлые действия (Санчита-карма) могут накладывать определенные ограничения на текущую жизнь, Криямана-карма дает возможность человеку активно влиять на свою судьбу через осознанные поступки. Таким образом, каждый момент становится важным, и каждый выбор имеет значение. В итоге, Криямана-карма напоминает о том, что мы являемся творцами своей реальности и что наши действия в настоящем могут изменить ход нашей жизни и привести к новым возможностям в будущем. Есть хорошая пословица: «Сегодня мы там, куда нас привели наши вчерашние поступки. Завтра мы будем там, куда нас приведут наши сегодняшние поступки». Агама-карма — это наши намерения и планы на будущее. Она относится к действиям, которые совершаются с определенной целью или намерением, и которые могут влиять на будущие последствия и опыт человека. В отличие от других видов кармы, таких как Прарабдха-карма (карма, которая уже проявилась в текущей жизни) и Криямана-карма (карма, создаваемая в настоящем моменте), Агама-карма может рассматриваться как потенциальная карма, которая еще не реализована, но может быть активирована через определенные действия или намерения. Агама-карма включает в себя все те действия, которые человек планирует или намеревается совершить в будущем. Эти намерения и планы формируют кармические семена, которые могут прорасти в будущем, если они будут реализованы. Таким образом, Агама-карма подчеркивает важность наших намерений и целей, а также того, как мы можем формировать свою судьбу через преднамеренные действия. Эта концепция также акцентирует внимание на том, что каждое действие начинается с намерения. Например, если человек решает помочь другим или совершить добрые дела, эти намерения создают кармические семена, которые могут привести к положительным последствиям в будущем. С другой стороны, негативные намерения могут привести к нежелательным последствиям. Агама-карма, таким образом, напоминает о том, что наши мысли и намерения имеют значение и могут влиять на наше будущее. Это подчеркивает важность осознанности и ответственности за свои действия и выборы в жизни. Практическое применение концепции кармыВ повседневной жизни многие последователи индуизма стремятся применять принципы кармы для улучшения своего поведения и отношений с окружающими. Понимание того, что каждое действие имеет свои последствия, побуждает людей действовать более этично и ответственно. Это также служит мощным мотиватором для выполнения своих обязанностей (дхармы) и помощи другим.Многие практикующие йогу и медитацию используют концепцию кармы как часть своей духовной практики. Они понимают, что через осознанные действия и намерения могут изменить свою карму и улучшить свое положение в жизни. Это также включает в себя прощение других и себя за прошлые ошибки, что помогает освободиться от негативного груза. Толкование кармы в разных философских школах индуизмаВ индуизме существует множество философских школ, каждая из которых предлагает своё понимание концепции кармы и её взаимодействия с Божественным. Это разнообразие подходов позволяет глубже осознать, как закон кармы влияет на жизнь человека и его духовное развитие.Последователи некоторых систем философии, таких как ньяя и вайшешика, утверждают, что закон кармы непосредственно контролируется Богом — Верховным Существом, создавшим мир в соответствии с этим законом. В этом контексте адришта (невидимая карма) — как добродетельная, так и греховная — не может сама по себе принести соответствующие результаты, поскольку она является неразумным и лишённым сознания началом. В этих школах считается, что именно Бог управляет адриштой и распределяет радости и печали жизни в соответствии с кармическими действиями живых существ. Таким образом, Божественное вмешательство становится важным элементом в понимании кармы, где Бог выступает как высший судья и организатор судьбы каждого индивидуума. С другой стороны, философские школы, такие как санкхья и миманса, рассматривают закон кармы как автономный механизм, действующий независимо от воли Бога. Эти системы утверждают, что происхождение и устройство Вселенной можно объяснить исключительно через закон кармы без необходимости признавать существование Божественного начала. В этом понимании карма становится универсальным принципом, который управляет жизнью всех существ, независимо от их верований или отношения к Богу. Какой бы ни был статус закона кармы, его сфера применения ограничена действиями, совершаемыми под влиянием обычных страстей и желаний. Все действия, направленные на получение выгод и благ в настоящем или в будущем, подпадают под действие этого закона. Таким образом, те индивиды, которые зависят от окружающей среды и подвержены влиянию страстей и импульсов жизни, находятся под контролем закона кармы. Бескорыстные поступки, свободные от привязанностей и корыстных намерений, не вызывают никаких кармических последствий. Более того, они способствуют искоренению уже накопленных последствий нашего прошлого поведения. Это ведёт к освобождению от зависимости и подчинения закону кармы. Достижение мокши — освобождения — предполагает выход из этого круговорота страстей и желаний, позволяя индивиду жить и действовать в атмосфере свободы. Таким образом, концепция кармы в различных философских школах индуизма предлагает многоуровневое понимание взаимодействия между действиями человека, их последствиями и Божественным началом. Независимо от того, рассматривается ли карма как контролируемая Богом или как автономный закон, она остаётся важной частью духовной практики и этического поведения последователей индуизма. Понимание кармы побуждает людей стремиться к осознанным действиям и бескорыстному служению, что в конечном итоге ведёт к духовному развитию и освобождению. Карма в БуддизмеВ наиболее общем случае в буддизме под кармой понимается «естественный» закон связи между действиями человека в физической, речевой и умственной форме и его дальнейшей жизнью и будущим перерождением. Более конкретным пониманием может быть связь между волевыми намерениями (четанами) человека и последствиями для него в виде плодов кармы, которые могут быть хорошими и плохими, проявляющимися сразу и через значительный промежуток времени.В тхераваде и, согласно самому Будде, карма понимается как намерение:
В махаянском буддизме понимание кармы также включает концепцию «отпечатка» в сознании (васаны), который возникает из-за действий сознания и последующих действий тела, речи и ума. Эти «отпечатки» могут многократно усиливаться или «созревать» вследствие повторных действий, что формирует плоды кармы. На появление плода при этом также могут влиять и «подходящие условия». Будда разделял карму на четыре категории согласно её результатам: 1. Тёмная карма с тёмным результатом. 2. Яркая карма с ярким результатом. 3. Тёмная-и-яркая карма с тёмным-и-ярким результатом. 4. Ни тёмная, ни яркая карма, с ни-тёмным-ни-ярким результатом, ведущая к уничтожению кармы. В тхераваде закон кармы рассматривается как естественный закон природы, согласно которому результат кармы подобен самой карме. Неблагие поступки не имеют благих последствий — если не благая карма даёт результат, то он всегда будет плохим. Точно так же благоприятная карма приносит результат, похожий на сам поступок; у неё не может быть плохих последствий. Плод благой кармы всегда будет приятным. Таким образом, можно выделить несколько ключевых принципов:
Эти утверждения справедливы для всех трех дверей действия, через которые создается карма: тела, речи и ума. Карма в буддизме не является результатом действия высшего существа, а представляет собой «объективно действующий нравственный закон», основанный на принципе взаимозависимого происхождения. Исходя из данного закона, любая карма появляется из-за изначального неведения человека относительно природы всех вещей и из-за связанной с неведением убеждённости в существовании собственного «вечного и неизменного „я“». Неведение и кармические факторы (самскары) рассматриваются в буддизме как первое и второе звено в двенадцатичленной формуле бытия. Если васана представляет собой мгновенный результат действия в виде «отпечатка» в сознании, то кармические факторы являются побуждением или склонностью к данному действию. Побуждение постепенно возникает исходя из накопленной прошлой кармы в виде подобных «отпечатков». Таким образом, буддизм акцентирует внимание на том, что каждое действие имеет свои последствия, и понимание этого закона может помочь человеку осознанно подходить к своим выборам и поступкам. Согласно традиционным школам Абхидхармы, карма создаётся исключительно через ментальные действия, выраженные в осознанном намерении. Действия речи и тела рассматриваются как следствия этих ментальных действий. В процессе формирования кармы первоначально происходит её «созревание» (випака), после чего возникает «плод» кармы (пхала). Если ментальное действие не сопровождается действиями речи и тела, это всё равно может вызвать созревание кармы, хотя её плод будет менее значительным. Осознанное намерение и воля позволяют живым существам выбирать между совершением хороших или плохих поступков. В традиционных школах Абхидхармы считается, что у животных, голодных духов, обитателей ада и людей в состоянии аффекта отсутствует свобода воли и разума, что препятствует процессу выбора и созревания кармы. Для тех, кто обладает свободой выбора, основная идея заключается в том, что хорошие действия приводят к положительным последствиям, а плохие — к отрицательным как в этой жизни, так и в будущих перерождениях. Важно отметить, что наряду с намерением должно присутствовать «желание получить результаты». Основными причинами неблагой кармы являются невежество (моха), алчность (лобха) и ненависть (двеша). В свою очередь, благие действия проистекают из противоположных этих понятий. Карма может также быть нейтральной, не приносящей ни положительных, ни отрицательных последствий. Эта нейтральная карма часто связана с повседневной жизнью и отсутствием значимых действий. Одной из распространённых ошибок в понимании кармы является представление её как предопределения или судьбы. Будда отвергал как кармический детерминизм — идею о том, что текущий момент полностью предопределён прошлой кармой и изменить его невозможно, так и индетерминизм — мнение о том, что настоящее не имеет причин. Будда выделял две категории кармы:
Будда указывал, что на человеческую ситуацию могут влиять многие «некармические» причины, к которым он относил гуморы (в аюрведе таким образом обозначают «три ошибки» в виде разрушения баланса между дыхательной, пищеварительной и интегративной функциями организма), сезоны, «внутренние обстоятельства», случайности и «созревание прошлой кармы, которое по своей природе не является действием». Проповедуя о прошлой карме монахам в «Махакамма-вибханга-сутте» («Беседе о большой классификации»), Будда указывал на то, что каждое из следующих суждений может быть верным в конкретных случаях: 1. Плохие действия приносят плохой результат. 2. Плохие действия приносят хороший результат. 3. Хорошие действия приносят хороший результат. 4. Хорошие действия приносят плохой результат. Будда объяснял это «бесконечным количеством факторов (в бесконечной цепочке предыдущих перерождений)», которые необходимо принимать во внимание. То есть любой плохой или хороший результат «может иметь бесконечно сложное объяснение» в конкретном случае и не иметь прямой связи с конкретными плохими или хорошими действиями. В общем же случае Будда не считал данные четыре утверждения верными. Запутанный механизм действия кармы и ответ на вопрос, почему одни и те же действия для разных людей приносят разный результат, согласно Будде, может полностью видеть только тот, кто достиг пробуждения. В то же время при проповеди среди мирян Будда «в чисто воспитательных целях» создавал однозначную связь между результатами в текущей жизни и действиями в прошлом. Так, в Чулакаммавибханга-сутте Будда указывал, что короткая жизнь человека связана со склонностью к убийству и насилию, болезни — с жестокостью, уродство — с гневом, а бедность — с завистью и жадностью. Созданные Буддой пять обетов для мирян были направлены на появление у них хорошей кармы. В то же время обеты монахов были направлены не на появление у них хорошей кармы, а «на её полное исчерпание и достижение нирваны». В тхераваде выделяют десять негативных деяний, ведущих к негативным последствиям: убийство, воровство, прелюбодеяние (три физических деяния), ложь, клевета, оскорбительная речь, пустословие (четыре деяния речи), а также жадность, недоброжелательство и невежество (три умственных деяния). Данные деяния упоминаются в Чунда-сутте. Будда призывал последователей сместить внимание с прошлого на настоящее, говоря, что выражение «Что посеешь в прошлом, то и пожнёшь» обнуляет ценность правильного поведения и убирает возможность достичь освобождения. Поэтому более правильным выражением Будда считал выражение «Пожинаешь то, что сеешь в настоящем». Результаты действий в настоящем, согласно Будде, могут проявляться как в этой жизни, так и в последующих жизнях. В абхидхарме и тхераваде рассматривается концепция кармопачаи, означающая накопление кармы. Будда упоминает данную концепцию в «Ангуттара-никае» следующим образом: «… действия, задуманные, осуществлённые и накопленные (упачита), не исчерпают себя до тех пор, пока не будет вкушен их плод». В махаяне известной концепцией является алая-виджняна («сознание-вместилище»), представляющая собой место, где хранятся семена кармы, которые могут созревать при определённых условиях. Важную роль в созревании семян играют васаны или «силы-привычки». Васаны понимаются как кармические склонности видеть мир определённым образом и действовать по отношению к объектам мира так же, как человек действовал ранее, включая прошлые жизни. Например, то, что человек воспринимает как реку с водой, бог может воспринять как поток нектара, адское существо нарака — как поток лавы и огня, а голодный дух — как поток грязи. Настоящий облик предмета вне сконструированной реальности, формируемой «поражённым аффектами сознанием», может увидеть лишь достигший бодхи. Склонность к действиям означает, что прошлые добрые или злые деяния формируют у человека привычку поступать аналогично в будущем. Поэтому в буддизме считается важным развивать в себе добродетели, которые помогут достичь просветления. Буддолог и специалист по ранней буддийской философии В. Г. Лысенко высказывала мнение, что в махаяне очищение кармы возможно только через познание своей собственной природы или обращение к бодхисаттвам. Это обращение связано с махаянской теорией «передачи заслуг» от бодхисаттв простым людям для улучшения их кармы и помощи в освобождении, что получило минимальное развитие в тхераваде. Буддолог и специалист по тибетскому буддизму И. С. Урбанаева отмечала, что в буддизме существуют важные практики очищения прошлой отрицательной кармы, такие как медитация Ваджрасаттвы. Духовный лидер тибетских буддистов Далай-лама XIV в одном из интервью пояснял, что можно нейтрализовать негативную карму, формируя позитивную карму своими действиями. Он также подчеркивал важность развития бодхичиты (желания достичь просветления, чтобы избавить от страданий других существ), повторения некоторых мантр и искреннего раскаяния, которое считается «одним из самых сильных противоядий» и может полностью рассеять проявления отрицательной кармы в некоторых случаях. С точки зрения Дхармакирти, очищение прошлой кармы является полезным для новичков, начинающих свою практику, но в дальнейшем важнее «не очищение негативной кармы, а устранение омрачений». Тибетский учитель Джампа Тинлей пояснял, что за весь период существования мира накопилась такая огромная отрицательная карма, что «невозможно или едва ли возможно полностью её очистить». Однако накопленные «семена» плохой кармы не будут проявляться, если исчезнут условия их появления — то есть омрачения, и тогда буддист сможет достичь нирваны. В тибетском буддизме, помимо индивидуальной кармы, некоторые буддологи выделяют общую карму, общественную карму или рассматривают сумму индивидуальных карм в отношении обществ, государств, человечества, планеты или вселенной, что связано с действием взаимозависимого происхождения. Буддологи Н. Л. Жуковская и В. И. Корнев делят неиндивидуальную карму на несколько категорий: космическая карма, национальная карма, родовая карма и семейная карма. Буддолог и специалист по ранней буддийской философии В. Г. Лысенко отмечает, что вопросы о коллективной, национальной и социальной карме в настоящее время вызывают дискуссии среди буддистов, и оценивает подобные идеи как «довольно маргинальные». Примером общей кармы может служить рождение существа в Индии: индивидуальная карма этого существа становится частью общей кармы живых существ страны. Результат действия общей кармы может влиять на карму конкретного существа; с одной стороны, это можно рассматривать как «вкушение» им своего собственного плода, с другой стороны — плоды индивидуальной и общественной карм могут разделяться. Другим примером проявления общественной кармы является случай из буддийской космологии: если все живые существа какого-либо мира обретут качества, позволяющие им жить в более высоких сферах, то мир без жителей исчезает, поскольку он перестаёт воспроизводиться чьим-либо сознанием. В случае, если в высших сферах некоторые существа совершат много плохих действий, исчезнувший мир вновь появится, и в нём будут жить подобные существа, переведённые из высших сфер. Подобная идея о влиянии намерений и схожей кармы разных существ на воспроизведение миров была высказана основателем йогачары Васубандху.В тибетском буддизме также различают намерение и поступок. Например, человек, убивший другого с благим намерением — чтобы предотвратить смерть многих других людей — совершает не благое действие. В таких случаях действие классифицируется как смешанное (благое - не благое), а его общий характер определяется намерением. Тибетские буддисты указывают на распространённые ошибки в понимании кармы, особенно среди западных и восточных людей. Западные люди, видя нуждающегося в помощи человека, часто считают, что он должен самостоятельно справиться со своей кармой, и не вмешиваются в его процесс. Восточные люди могут утверждать, что это «их карма», и также не помогают страдающим. Представители тибетского буддизма подчеркивают, что такие действия не являются благими; в данной ситуации «это и есть их карма — помочь», а не просто наблюдать. 12 законов кармы:1. Первый закон — закон причины и следствия. Что посеешь, то и пожнёшь.2. Второй закон — закон создания. Жизнь возникла давно, но она требует от нас участия. Мы — её часть. Накапливаемая карма членов общества также влияет на развитие всего общества. 3. Третий закон — закон смирения. Принятие ситуации. Этот закон подчеркивает, что только приняв ситуацию, человек сможет её изменить. Речь идет не только о принятии, но и об осознании. Чем быстрее вы осознаете состояние, в котором находитесь, тем больше возможностей у вас будет для изменения. 4. Четвёртый закон — закон роста. Человек должен в первую очередь изменять себя. Изменяя себя изнутри, он меняет свою жизнь снаружи и воздействует на окружающее. 5. Пятый закон — закон ответственности. То, что происходит с человеком в его жизни, зависит от его поступков в прошлых и настоящих жизнях. 6. Шестой закон — закон связи. Всё, что мы делаем в настоящем или прошлом, оказывает влияние на окружающее и будущее. Эффект бабочки подчеркивает, что даже незначительное действие или мысль может иметь большое значение. 7. Седьмой закон — закон фокуса. Нельзя думать о двух вещах одновременно. 8. Восьмой закон — закон благодарения. Речь идет не только о благодарности кому-то конкретному, а о благодарности миру в целом. То, что вы выучили, вы должны будете применить — это и будет вашей благодарностью по отношению ко Вселенной. 9. Девятый закон — здесь и сейчас. Концентрация мысли на настоящем моменте важна, поскольку, думая о прошлом или будущем, мы пропускаем настоящую реальность. 10. Десятый закон — закон об изменении. Ситуация не изменится и будет повторяться до тех пор, пока вы не извлечёте из неё нужный урок. 11. Одиннадцатый закон — закон терпения и вознаграждения. Для достижения желаемого нужно прилагать усилия; настоящая награда — это радость от выполнения правильных действий. 12. Двенадцатый закон — закон значения и вдохновения. То, во что вы вложили много энергии, играет важную роль в вашей жизни и наоборот. Эти законы кармы могут стать основой для личной трансформации и понимания взаимосвязей в нашей жизни. Заключение о кармеКарма — это сложное и многогранное понятие, которое пронизывает многие аспекты буддийской философии и практики. Она не ограничивается простым принципом «что посеешь, то и пожнешь», а охватывает более глубокие взаимосвязи между действиями, намерениями и последствиями как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях.Важным аспектом кармы является ее динамичность: каждое действие, каждое намерение и даже каждая мысль могут оказывать влияние на наше будущее. Индивидуальная карма формируется в результате личного опыта и выбора, однако она также взаимодействует с общественной, национальной и даже космической кармой. Это подчеркивает идею взаимозависимости всех живых существ и их действий, что является основополагающим принципом буддийского учения. Понимание кармы может помочь нам развивать сострадание и ответственность за свои поступки. Вместо того чтобы отвергать страдания других как «их карму», мы можем осознать, что наша помощь и поддержка могут изменить не только их жизнь, но и нашу собственную карму. Таким образом, карма становится не только механизмом справедливости, но и возможностью для роста, обучения и улучшения как личного, так и общего благополучия. В конечном счете, изучение кармы призывает нас быть более внимательными к нашим действиям и намерениям, развивать осознанность и стремиться к созданию положительных изменений в мире вокруг нас. Это понимание кармы может служить мощным инструментом для личного трансформации и социальной ответственности, способствуя более гармоничному и сострадательному обществу. |
Категория: Йога | Просмотров: 315 | |