23:40 Прарабдха-карма |
Содержание Сегодня о карме, пожалуй, не слышал только ленивый. Карма – это закон причины и следствия, проще говоря, «что посеешь, то и пожнёшь». Об этом говорили многие, включая Иисуса. Почти все религии так или иначе упоминают этот закон. К сожалению, в современном обществе к карме часто относятся несерьёзно или даже с иронией: фразы вроде «плюс тебе к карме» или «почистить карму» стали распространёнными. Это яркий пример того, как юмор может затушевывать важные смыслы. Когда какое-либо явление высмеивают, оно теряет свою серьёзность. Мы можем увидеть это на примере алкоголя: в СМИ звучит множество шуток на эту тему, и наша психика, воспринимая смешное, перестаёт осознавать опасность. Ситуация с законом кармы схожа. Снисходительное и шутливое отношение к этому вопросу закрывает для многих людей возможность глубже разобраться в его сути. В сознании большинства прочно утвердилась идея, что понятие «карма» — это нечто из разряда шуток о том, что всё возвращается. Однако это действительно так: последствия своих поступков человек рано или поздно получает обратно. Можно верить в это или нет, можно долго спорить о справедливости мира. Как писал Соломон: «Праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а нечестивых — то, чего заслуживали бы дела праведников». Но труд Соломона не так прост, и важно уметь читать «между строк». В том же философском трактате мудрый царь говорит: «Отпускай хлеб свой по водам, ибо по прошествии многих дней опять найдёшь его». Здесь нет противоречия: сначала Соломон делится своими сомнениями и поисками, а затем приводит выводы, к которым пришёл в ходе своих размышлений. Существует мнение, что в закон кармы не верят, в основном, те люди, которые уже накопили негативную карму. Это типичный защитный механизм: если человек совершил много злых поступков, ему удобнее игнорировать закон кармы, чем каждый день мучить себя мыслями о неизбежном воздаянии. Однако прятать голову в песок и утверждать, что проблемы не существует, — не лучший выход. Признание наличия проблемы — это уже половина пути к её решению. Также можно встретить аргумент против существования закона кармы: многие примеры показывают, что люди, живущие неправедно, могут быть успешными, не болеть и получать материальные блага, как будто из «рога изобилия». Но в вопросе кармы всё гораздо сложнее. Существует несколько видов кармы, и чтобы понять вышеизложенное, стоит рассмотреть прарабдха-карму. Прарабдха-карма: что это?Прарабдха-карма — это созревшая карма, то есть та её часть, для которой созданы условия, чтобы человек пожинал плоды в данный момент. Как уже упоминалось, карма бывает разной: есть та, что уже созрела, и та, последствия которой человек ещё должен пережить в будущем. Например, у человека может быть карма стать жертвой акулы. Если он живёт в регионе без водоёмов, то никаких условий для проявления этой кармы нет. Но это не значит, что она исчезла — она просто ждёт своего часа. И вот «счастливчик» покупает путёвку на океанский берег и становится завтраком для акулы. Это и есть прарабдха-карма — карма, для которой условия уже созрели и пришло время её проявления.Таким образом, почему некоторые люди не получают воздаяния за свои добрые или злые поступки? Дело в том, что в данный момент у нас проявляется именно прарабдха-карма — та часть кармы, для которой созрели условия и пришло время её реализации. Рассмотрим, как прарабдха-карма проявляется на конкретных примерах. Представим человека, который совершает добрые поступки и ведёт праведный образ жизни. На первый взгляд, он кажется идеальным, но всё равно сталкивается с трудностями и ударами судьбы. Это может вызывать недоумение как у него самого, так и у окружающих. Существует мудрая пословица: «Нет праведника без прошлого, нет грешника без будущего». Каждый праведник в какой-то момент своей жизни мог совершать ошибки. Вероятно, наш гипотетический герой имеет за плечами неблагие деяния, за которые сейчас расплачивается. Важно отметить, что существует распространённое заблуждение: многие считают, что добрыми поступками можно «искупить» свои грехи. Однако это не так. Наша карма может быть нейтрализована только через переживание аналогичных действий в отношении нас самих. Никакие добрые дела не способны отменить негативную карму, и наоборот — плохие поступки не могут стереть хорошую. Каждое действие влечёт за собой отдельное воздаяние. Таким образом, если в прошлом мы совершали неблагие дела, то за них нам придётся ответить, независимо от количества добрых поступков, которые мы совершили впоследствии. Прарабдха-карма — это результат наших прошлых действий, который настал в благоприятное время и обстоятельства. Можно ли избежать прарабдха-кармы?На этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, мы обязательно получим воздаяние за свои поступки, но важно, в каком состоянии мы окажемся в момент его проявления. Например, если у человека есть карма порезать палец, он может получить травму дома или в океане, полном акул. В последнем случае последствия будут гораздо более печальными.Таким образом, хотя само воздаяние может быть схожим, время, место и обстоятельства его проявления различны. От чего зависит то, как именно будет проявлена наша карма? Это связано с качеством нашей энергии. Существует три вида энергии или качества материальной природы: тамас (невежество), раджас (страсть) и саттва (благость). В зависимости от того, в каком качестве находится наше сознание в данный момент, будет определяться и проявление нашей прарабдха-кармы. Если мы находимся в гуне тамаса, то проявление нашей кармы будет происходить наиболее жестко, с самыми негативными последствиями. Напротив, когда мы находимся в саттва-гуне, карма проявляется более мягко и благоприятно. Можно провести аналогию с морской волной: если одна и та же волна накроет ребенка и взрослого, стоящих рядом, она может сбить ребенка с ног, в то время как взрослому она не дойдет даже до пояса. Это сравнение иллюстрирует уровень энергии человека и его способность переносить страдания без значительного ущерба. Таким образом, повлиять на свою прарабдха-карму все же возможно, изменяя свою энергию и стремясь находиться в саттва-гуне. Хотя избежать последствий своих прежних действий невозможно, состояние, в котором мы встретим воздаяние, напрямую влияет на то, как будут развиваться события. Это похоже на вирус: если он попадает в ослабленный организм человека, ведущего нездоровый образ жизни, шансы перенести болезнь легко минимальны. В то же время, если вирус попадает в организм человека с сильным иммунитетом, последствия будут скорее всего безболезненными. Таким образом, вирус остается тем же, но последствия различаются. Прарабдха-карма в ВедахПринцип здравомыслия учит нас сопоставлять личный опыт с учениями священных писаний. Что же говорят Веды о прарабдха-карме? В них есть интересное сравнение, которое иллюстрирует суть этой концепции.Представим себе лучника, который выпускает стрелу из лука. Выпущенную стрелу уже не вернуть — она летит к своей цели, и изменить это никто не может, разве что ветер. Для чистоты примера предположим, что погода безветренная. Какова суть этой метафоры? Колчан со стрелами на плече лучника символизирует всю накопленную карму человека, или санчита-карму. Стрела, которую он держит в руке и собирается выпустить следом за уже улетевшей, представляет собой карму, формирующуюся в данный момент, или кримаяна-карму. А стрела, которая уже выпущена — это и есть прарабдха-карма. Лучник же — это человек, создающий свои действия и получающий плоды кармы. Из этого примера видно, что лучник может влиять на свою санчита- и кримаяна-карму, но контролировать прарабдха-карму у него нет возможности. Тем не менее этот контроль существует в определенной мере, как условия, которые можно сравнить с ветром, влияющим на траекторию полета стрелы. Таким образом, всё, что мы делаем, рано или поздно возвращается к нам. То, что мы переживаем в данный момент, является проявлением прарабдха-кармы — прямым следствием наших прошлых действий. Если мы совершаем благие поступки, но продолжаем испытывать страдания, это не означает, что закон кармы не работает. Просто сейчас созданы условия для проявления нашей прежней кармы. Время придёт, когда появятся условия для проявления той кармы, которую мы формируем сегодня, и на неё мы можем оказывать непосредственное влияние. Проще говоря, сегодняшний день — это результат наших вчерашних поступков. А завтрашний день мы создаём своими действиями сегодня. Лучшее, что мы можем делать в этой ситуации, — это терпеть и прилагать усилия. Важно переживать последствия своих прошлых действий, делать правильные выводы и создавать условия для гармоничной жизни в будущем. Прарабдха-карма служит нам хорошим уроком, который заставляет задуматься перед совершением неблагих поступков: воздаяние будет справедливым и неизбежным. Поэтому перед тем как совершить недостойный поступок, стоит тщательно взвесить все «за» и «против», ведь последствия могут быть непредсказуемыми. Карма напоминает семя: из него может вырасти целое дерево с плодами. Она имеет свойство умножаться и касается как благих поступков, так и недостойных. Как добро, так и зло возвращается к нам в гораздо большем объёме, чем мы изначально создали. |
Категория: Йога | Просмотров: 245 |