Студия йоги
ПРОСТРАНСТВО ПРАКТИКИ И ЗНАНИЙ

10:57
Классические виды йоги: Карма-йога, Джняна-йога, Бхакти-йога,  Раджа-йога

 

В этой статье рассматриваются классические виды йоги, и мы узнаем что такое Карма-йога, Джняна-йога, Бхакти-йога,  Раджа-йога.

Что такое "Йога"?

Йо́га (дев. योग) — это понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.

В систематизированном трактате “йога - сутры”, написанном мудрецом Патанджали около 2.500 лет назад, йога определяется как "Читта Вритти Ниродха". Индийский философ Вивекананда в конце XIX века перевёл это определение как

"Йога есть удержание материи мысли (Читта) от облечения в различные образы (Вритти).
Наши современники Островская и Рудой переводят это определение как "Йога - выключение активных программ сознания".


Слово «Йога» произошло от санскритского «йодж» или «йудж». За свою 9000-летнюю историю это слово обросло множеством значений: упряжка, упражнение, обуздание, преданность, напряжение, сопряжение, сложение, соединение, единение, связь, гармония, союз, служение, сочетание и т.д. Но суть наиболее полно отражают следующие значения: единение, гармония, союз. Можно сказать, что йога - это путь к  гармонии.

"Чисто технически йога - это методика медитации. Именно поэтому в йога-сутрах и говорится, что йога - это Читта Вритти Ниродха - прекращение мыслительной активности."

Но каким образом прийти к этому Читта Вритти Ниродха? Этих способов было много. И постоянно появлялись всё новые и новые. Древние практики изобретали их регулярно. И потому путей к этому состоянию как и способностей каждого оказалось очень много. Может поэтому образовалось так много течений и разновидностей, которые для каких-то конкретных практиков могли привести к состоянию "молчание ума", но для большинства - они могли и не быть методами достижения этой этой цели. И, зачастую,  приносили совершенно противоположный эффект.
 

Но так или иначе Йога - есть непременный компонент всех духовных традиций Индии. За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги. 

"Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином".

 * * *
 

Виды йоги

Древние писания «Бхагавад-гита» описывают четыре формы йоги, в которых рассматриваемый виды йоги считается наивысшим:
  1. Карма-йога
  2. Джняна-йога
  3. Бхакти-йога
  4. Раджа-йога
Эта классификация видов сохранилась до наших дней.
 

 
 * * *

Карма-йога

Карма-йога (санскр. कर्म योग «йога деятельности») — один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма.

Карма-йога основана на учении «Бхагавадгиты» — священного индуистского писания на санскрите, и её основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей (дхармы) без привязанности к плодам труда. В результате такой деятельности становится возможным обретение мокши (спасения) или любви к Богу (бхакти). Это происходит посредством выполнения предписанных обязанностей без эгоистических мотивов с единственной целью удовлетворения Бога.

Слово «карма» происходит от санскритского глагола кри, что означает «делать»; в буквальном переводе, карма означает «действие», а йога можно перевести как «объединение» или «единение». Таким образом, дословный перевод термина «карма-йога» — «единение через действие».

Карма-йога в «Бхагавадгите»

В «Бхагавадгите» содержится сжатое описания процесса карма-йоги. «Бхагавадгита» представляет собой отрывок из другого литературного произведения — «Махабхараты». Это беседа между принцем Арджуной и его другом Кришной, который играет роль колесничего, управляя боевой колесницей Арджуны. Беседа происходит на поле боя, незадолго до начала кровопролитной Битвы на Курукшетре между армиями двух враждующих династий — Пандавов и Кауравов.

Причиной начала беседы является печаль и сомнения Арджуны перед началом решающего сражения, в котором его родственники и друзья присутствуют на обеих сторонах поля битвы. В ответ, Кришна объясняет ряд философских систем йоги, в том числе и карма-йогу, согласно которой Арджуна должен сражаться, выполняя свой долг воина и не беспокоясь о результате.
 

Карма-йога описывается как путь действия, мышления и желания в согласии с долгом (дхармой) каждого человека без принятия во внимание личных эгоистических желаний и вкусов, как действие без какой-либо привязанности к результатам своих действий, к плодам своего труда.

В «Бхагавадгите», несмотря на то, что из чувства сострадания к своим родственникам и друзьям, находившимся в рядах противника, Арджуна не хотел сражаться, он принял участие в битве ради исполнения своего долга воина и выполнения божественного плана Кришны. Кришна затем объясняет, что Арджуна должен посвятить плоды своих (как плохих, так и хороших) действий Ему, Всевышнему.

Кришна описывает, что выполнение предписанных обязанностей без ожидания результата и эгоистичной мотивации, очищает ум и постепенно возвышает человека до духовного уровня. Кришна также говорит, что для практики духовной жизни нет необходимости уединяться и прекращать всякую деятельность — состояние действия или бездействия является прежде всего состоянием сознания.

Для достижения совершенства жизни, Кришна подчёркивает важность контроля над всеми желаниями ума и над стремлением наслаждаться чувственными удовольствиями. Практика карма-йоги в повседневной жизни посредством выполнения предписанной деятельности и медитации позволяет человеку усилить свой разум, развить интуитивную способность познавать и научиться управлять умом, став трансцендентным к нему.

Карма-йога основывается на принятии и понимании законов кармы и реинкарнации (сансары). Говорится, что человек рождается с определёнными самскарами — как позитивными, так и негативными, которые переносятся индивидуумом из одной жизни в другую и в каждой конкретной жизни побуждают его к определённой благочестивой или греховной деятельности. Этот процесс продолжается до тех пор, пока индивидуум полностью не освобождается от бремени кармы и не достигает мокши.

Простыми словами карма-йогу можно описать как выполнение своих обязанностей (стремление к безупречности) не ожидая результата и плодов. Действие ради действия. 
 
* * *

Джняна-йога

В переводе с санскрита — это «йога знания». Её задача — помочь ученику преодолеть авидью (незнание) и приблизиться к брахмавидье (божественному знанию). Данный стиль йоги также относится к духовному пути развития и заключается в усердной работе по воспитанию ума.

Цель Джняна-йоги — освобождение ума от тех ограниченных условий познания, в которые его ставят чувственное восприятие и логическое мышление, основанное на противопоставлениях.

Понятие джняна переводится с санскрита как «путь знания» — тот самый маршрут, на котором практикующий освобождается от иллюзий и пыли, что годами заслоняла его от того, что он искал. Зачастую мы чувствуем себя несчастными по одной причине — от недостатка знаний.

Но не той информации, которую можно найти в учебниках, речь про интуитивные знания, которые часто связывают с состоянием озарения. Джняна йога позволяет восполнить этот пробел, и если человек готов принять знания, прочувствовать их, прожить, то он побеждает Авидью — то есть преодолевает двойственность.

Когда человек погружается в воронку самоисследования, то зачастую обнаруживает внутри себя множественные «я» — то есть идентифицирует себя по-разному, отделяет собственное «я» от божественного. Он говорит себе: я — тело, в котором живу, я — мысли, которые приходят в голову, я — эмоцию, которые испытываю при взаимодействии с окружающим миром. Но что, если подвергнуть сомнению все эти и другие утверждения? Джняна йога — про уход от этой разделённости, принятие единства, снятие границы между собой и вселенским духом.

Пример практики джняна-йоги: находить внутренние противоречия в своем мышлении.


Джняна-йога («йога знания») — это йога людей интеллектуального пути. Она освобождает человеческий ум от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной.

Джняна-йога начинается с воспитания ума. Человек, желающий познать истину, должен очистить свой ум от всего, что он прежде считал своим. От любых стереотипов, привычных суждений, истин, услышанных от других, пусть даже святых людей, всех представлений о боге, мироздании и подобных вещах. Всё, что ты просто услышал, прочитал, впитал с детства от родителей, всё нужно оставить как бесполезное.

Теперь нельзя ничему верить просто так, нужно убедиться на собственном опыте, прочувствовать. Тогда это будет действительно Знание, способное произвести глубокие изменения в уме и во всем существе. Все чужие умозаключения должны быть отброшены, поиск начинается с чистого листа.

Один из ключевых вопросов: «Кто Я?» И это не ваше имя, профессия, национальность и т. п. Здесь используется принцип отрицания: нети-нети. Я это не моё тело, я это не мой ум, я это не мои эмоции и так далее. Также ученику может даваться какое-либо изречение из священных писаний или же некий символ, и он медитирует на него долгое время, стараясь вникнуть в суть. Это может продолжаться довольно длительный срок, иногда год и больше. Все, что приходит во время медитации, поверяется учителю, и тот решает, готов ли ученик идти дальше.

Три практики Джняна йоги
Описанные ниже практики ведут к так называемому «прямому осознанию».
  1. Шравана. Знакомство со священными знаниями — Упанишадами. На этом этапе важно, чтобы рядом был учитель — проводник, который помогает принять и прожить знания, разобраться во всех философских нюансах учения о недуализме (недвойственности).
  2. Манана. Размышления над учениями о недвойственности, рефлексия и анализ учения.
  3. Нидидхьясана. Непрерывная глубокая медитативная практика — концентрации на изречениях из Упанишад, мантрах.
 * * *

Бхакти-йога 

Население Индии составляет 1,5 миллиарда человек, из них 80% — последователи индуизма. А большая часть из них (70%) являются сторонниками вайшнавизма или практики бхакти йоги — традиции, которая уже давно пересекла границы Индии и распространилась по всему миру.

Бхакти-йога, или «йога любви и преданности», — направление йоги, суть которого заключается в установлении тесной связи между практикующим и Богом. В основе практики лежит служение Богу. Древние ведические тексты называют Бхакти-йогу одним из самых простых способов достижения сверхсознания на настоящем этапе развития человечества.

Практика бхакти-йоги направлена на "культивацию любви к Богу" посредством бхакти — служения Богу с любовью и преданностью. Практика бхакти-йоги рекомендуется в ряде священных текстов индуизма как самый лёгкий и действенный вид йоги. Так, в «Бхагавадгите» провозглашается её превосходство над остальными тремя основными видами йоги — карма-йогой, джнана-йогой и раджа-йогой. Направления в индуизме, в которых бхакти является основной практикой, называют движениями бхакти. В вайшнавизме выделяется девять основных форм бхакти-йоги.

Хотя бхакти-йога упоминается ещё в "Бхагавадгите", исторически движения бхакти-йоги развились в Индии лишь в Средние века и связаны с такими движениями религиозной мысли и именами как альвары (раннее средневековье), наянары (V - X вв.), Рамануджа, учение которого оказало существенное влияние на движение бхакти, Чайтанья Махапрабху (XVI век) и др.

Кроме упоминаний бхакти-йоги в Бхагавадгите, непосредственно ей в Средние века были посвящены и такие тексты как "Бхакти-расамрита-синдху", автором этого труда являлся Рупа Госвами, живший в шестнадцатом веке и др. Особенно много текстов посвящено бхакти-йоге авторами-кришнаитами, последователями Чайтанья Махапрабху (хотя немало трудов создано и последователями иных направлений индуизма в его вайшнавской форме). Самый известный проповедник бхакти-йоги в настоящее время - Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896 - 1977). Он сумел распространить движение бхакти и вне Индии - по всему миру благодаря своим выступлениям, выпуску литературы, посвящённой бхакти-йоге, в том числе "Бхагавадгите" (переводы, сделанные на английский язык Шрилой Прабхупадой (так его именовали ученики) и на другие языки и которые продаются во многих странах до настоящего времени, прежде всего в США и Европе. Множество не-индийцев (европейцев, американцев, жителей Азии) присоединилось к движению бхакти с 1966 по 2021 гг.
 

Бхакти-йога в гаудия-вайшнавизме
В своём труде «Бхакти-расамрита-синдху» средневековый гаудия-вайшнавский (кришнаитский) богослов Рупа Госвами, основываясь на тексте "Бхагавата-пураны" и других сакральных текстах индуизма (вишнуизма), определил пять основных разновидностей бхакти, называемых бхава (санскр. - "бытие"):
  • шанта-бхава — нейтральные отношения с Богом,
  • дасья-бхава — связь с Богом отношениями слуги и господина,
  • сакхья-бхава — общение с Богом как с другом,
  • ватсалья-бхава — выполнение роли отца или матери Бога,
  • мадхурья-бхава — отношение к Богу как к своему возлюбленному.
В процессе бхакти-йоги, бхакта культивирует один из пяти видов бхакти, который наиболее близок его умонастроению.

В гаудия-вайшнавизме отношения с Богом как с возлюбленным рассматриваются как наиболее возвышенная форма бхакти, которая включает в себя все остальные. Высшим проявлением этой любви Рупа Госвами называет любовь гопи Вриндавана к Кришне.
 

В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами даётся описание девяти процессов бхакти-йоги, следуя одному или нескольким из них можно достичь высшего совершенства — чистой любви к Богу:
  1. Шравана («слушание о Боге») — слушание историй из священных писаний, повествующих о Боге и повторение Святых Имён Бога (джапа).
  2. Киртана («прославление Бога») — воспевание Святых Имён Бога или описание Его всепривлекающих черт и деяний.
  3. Смарана («памятование о Боге») — внутренняя медитация на формы, имена, деяния или личностные качества Бога.
  4. Пада-севана («служение лотосным стопам Бога») — выполнение какого-либо конкретного личного служения Богу.
  5. Арчана («поклонение мурти Бога») — поклонение (пуджа) какой-либо из форм мурти Бога в индуизме.
  6. Вандана («вознесение молитв Богу») — вознесение различного рода молитв Богу.
  7. Дасья («служение Богу») — выполнение какого-либо служения для удовлетворения Бога.
  8. Сакхья («установление дружеских отношений с Богом») — установление дружеских отношений с Богом на внутреннем уровне.
  9. Атма-ниведана («принесение всего в жертву Богу») — предание всех мыслей и действий Богу.
Эти этапы нужны для достижения высшей цели метода бхакти йога.

Цели практики
В «Бхагавад-Гите» говорится, что душа — Сат Чит Ананда — вечна, наполнена трансцендентным знанием и блаженством, не рождается и не умирает. Но, попадая в материальный, где есть свои законы, она обуславливается и забывает о своей связи с Богом и истинной природе. Бхакти йога пробуждает ото сна и включает разум человека, позволяет воспринимать реальность не с эгоистичной роли, а с позиции души. Уважительно относиться ко всем живым существам, открывать в себе лучшие качества и относиться к жизни, как к служению.
 

Всё это подводит к главной цели — осознанию своей духовной природы и освобождению от бесконечного процесса рождения и смерти, очищению от кармы и возвращению домой, на Голока Вриндавану (вечную обитель Господа Кришны). Это подтверждается в 9 стихе 4 главы «Бхагавад-Гиты», где Кришна говорит: тот, кто осознал истинный смысл его деяний и явлений и узнал его божественную природу, когда оставит это тело, никогда больше не родится в материальном мире.

Бхакти йога предполагает соблюдение 4 основных принципов, которые помогают быстро прогрессировать на духовном пути.

Принципы Бхакти йоги
  • Не употреблять в пищу мясо, рыбу и яйца, придерживаться вегетарианского питания.
  • Не играть в азартные игры.
  • Отказаться от интоксикаций: алкоголь, курение, наркотики.
  • Не заниматься половыми отношениями вне брака.

Соблюдение этих принципов помогает освободиться от влияния гун Раджаса и Тамаса, перейти в Саттва-гуну. Это важно, потому что только находясь в благости, можно развиваться в практике йоги.


Некоторые бхакты исключают из рациона чай и кофе из-за содержания кофеина и воздействия на нервную систему. Также не используют в приготовлении пищи лук и чеснок — эти продукты относятся к гуне страсти и невежества. Вместо них вайшнавы используют асафетиду — специю, которая улучшает пищеварение и является природным антибиотиком.

Суть практики
Бхакти йога для начинающих заключается в постепенном знакомстве с философией, практикующий сам выбирает, каким рекомендациям он может следовать. Даже если на уровне ума ему понятны принципы и кажется, что они легко осуществимы, на деле могут возникнуть трудности. Почему? Все эти ограничения связаны не только с внутренним выбором, но и с социальной жизнью. По мере общения с преданными и изучения Святых Писаний будут формироваться новые ценности, которые позволят освободиться от ненужных привязанностей и желаний, понять свои истинные цели и мотивы.
 

Если садхака (ученик) серьёзен в своих намерениях, то он выбирает духовного учителя и даёт обеты, в которых обязательны соблюдение 4 принципов и ежедневная джапа медитация.
 
* * *

Раджа-йога

Ра́джа-йо́га («царская йога» или «царственная йога»), также известна как классическая йога — одна из шести ортодоксальных школ в философии индуизма, которая базируется на «Йога-сутрах» Патанджали. Основная цель раджа-йоги — контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения. Так как практика раджа-йоги делится на восемь этапов, её также называют "аштанга-йогой" (санскр. - «восьмиступенчатой йогой»).
 

Термин «раджа-йога» является ретронимом, введённым в употребление в XIV веке в «Хатха-йога-прадипике» для установления отличия школы основанной на «Йога-сутрах» от нового течения в хатха-йоге.

В XX веке термин также начал использоваться организацией «Брахма Кумарис» для обозначения практикуемой ими медитационной практики. Раджа-йога «Брахма Кумарис», однако, представляет собой крайне упрощённый вариант классической раджа-йоги Патанджали.

Определение
Раджа-йога так называется потому, что она направлена на работу с умом. Ум традиционно считается «царём» психо-физической структуры индивида, который, сознательно или нет, следует его (ума) приказам. Из-за природы взаимоотношений между телом и умом, тело должно быть сначала поставлено под контроль посредством самодисциплины и очищено различными способами. Перед началом практики более возвышенных аспектов йоги, необходимо достичь более высокого уровня общего физического и психологического здоровья. Разного рода дурные привычки не дают возможности достичь духовной уравновешенности. Через практики воздержания (яма), такие как умеренность в половой жизни, отказ от алкоголя и наркотиков и постоянное внимание ко всем своим действиям на уровне тела, речи и ума, человек становится способным заниматься медитацией. Подобная аскеза или самодисциплина является другим значением слова «йога».

Свами Сатчитананда говорит по этому поводу:

«Каждая мысль, чувство или воспоминание приводит в движение ум, меняет его, окрашивая зеркало ума в разные цвета. Если вы сможете удержать ум от изменений — он станет спокойным и неподвижным и вы сможете войти в контакт с вашим истинным „Я“».

В самом начале «Йога-сутр» Патанджали утверждается «йога читта-вритти-ниродхах» (1.2): «Йога есть обуздание волнений, присущих уму» (санскр.). Затем там детально описываются методы, с помощью которых ум в конце концов можно привести к спонтанному состоянию, называемому «нирбиджа» («отсутствие семян аффектов», санскр.), в котором у него уже не будет существовать мысленных объектов сосредоточения.
 

Практики, которые обеспечивают для индивида возможность достичь этого состояния, можно отнести к раджа-йоге. Таким образом, раджа-йога включает в себя и остальные виды йоги, но одновременно и отстоит в стороне от них, побуждая ум избегать сосредоточения на различных практиках, которые могут привести к созданию иллюзорных мысленных объектов. В этом контексте раджа-йогу называют «царской йогой» — все йогические процессы рассматриваются как потенциальные инструменты для достижения этой стадии нирбиджа, которая выступает как пункт отправления на пути очищения от кармы и достижения мокши («освобождения», санскр.) или нирваны. Исторически, школы йоги, называющие себя «раджа», предлагают своим ученикам сочетание йогической практики с философским мировоззрением подобного рода.

Практика
Раджа-йога нацелена на установление контроля над умом. У практикующего раджа-йогу садхана начинается с обучения управлять умом, хотя определённые минимальные практики асан и пранаямы также имеют место, являясь частью подготовительного процесса к медитации и сосредоточению. В практике раджа-йоги существуют восемь ступеней или уровней, из-за чего её также называют аштанга-йогой (от санскритского ашта — восемь):
  1. Яма — нормы поведения — самоограничение
  2. Нияма — следование религиозным правилам и предписаниям — полное посвящение себя духовным практикам
  3. Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности
  4. Пранаяма — контроль дыхания, приводящий к объединению тела и ума
  5. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами
  6. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума
  7. Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
  8. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда эти восемь уровней разделяют на четыре низшие и четыре высшие. При этом, низшие уровни ассоциируются с хатха-йогой, а высшие — принадлежат к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

Яма
Яма состоит из пяти элементов: ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (воздержание от воровства), брахмачарья (самодисциплина, контроль над желаниями), и апариграха (отсутствие алчности).

Нияма
Нияма заключается в следовании пяти правилам: шауча (внутренняя и внешняя чистота), сантоша (удовлетворённость), тапас (аскеза), свадхьяя (изучение священных писаний и повторение мантр), и ишварапранидхана (предание себя Богу и поклонение Ему).

Те, кто практикуют медитацию, не следуя безукоризненно моральным принципам, без практики ямы-ниямы не смогут получить плоды своей медитации. Вначале необходимо очистить ум через практику ямы-ниямы, и только потом заниматься обыкновенной медитацией, в конце концов достигая совершенства.

Асана
Асаной называется любая устойчивая, неподвижная поза. Асаны укрепляют тело. Эта ступень йоги характеризуется снятием напряжённости и медитацией.

Пранаяма
Дыхательные упражнения для контроля энергий. Прана означает «жизненная сила», а «яма» — контролировать, управлять.

Пратьяхара
Техника отвлечения чувств от объектов, на которые они направлены. Пратьяхара даёт внутреннюю духовную силу. Она позволяет достичь умственного сосредоточения и увеличивает силу воли.

Дхарана
Концентрация. Настоящая йога начинается со сосредоточенности, которая переходит в медитацию. Конечный результат медитации — самадхи. Умственному сосредоточению способствуют удержание дыхания, брахмачарья, саттвическая еда, уединение, молчание, сатсанга (нахождение в обществе гуру) и ограничение общения с людьми. В особенности рекомендуется концентрация на трикути (пространстве между бровями, которое также называют третьим глазом). Таким образом можно достичь контроля над умом, так как трикути считается точным местоположением ума.

Дхьяна
Дхьяна это медитация. Основными препятствиями в медитации являются сон, блуждания ума, привязанность к объектам чувственного удовлетворения, тонкие материальные желания и стремления, лень, секс и алчность. Для достижения прогресса в йоге необходимо свести до минимума удовлетворение телесных нужд и научиться управлять страстями. Вайрагья помогает успокоить ум. Необходимо избегать борьбы с умом во время медитации, так же как и усиленных попыток сосредоточить ум. Когда приходят нежелательные мысли, советуется не сопротивляться им и не пытаться побороть их с помощью силы воли, так как это вовлекает ум в нежелательную деятельность и приводит к потере энергии. Чем больше мы прилагаем усилий чтобы побороть материальные мысли, тем сильнее и сильнее они становятся, атакуя вновь и вновь. Поэтому рекомендуется просто оставаться безразличным свидетелем и пытаться заменить материальные мысли духовными, таким образом вовлекая ум в положительную деятельность. Важную роль в практике медитации также играет регулярность.

Так как ум находится под влиянием трёх Гун (качеств материальной природы) — саттвы, раджаса и тамаса, он обычно находится на одной из пяти различных стадий:
  • Кшипта (блуждание)
  • Викшипта (собранность)
  • Мудха (невежество)
  • Экагра (целенаправленность)
  • Ниродха (противоположность)

Контролируя свой ум, садху постепенно обретает различные сиддхи и в конце концов достигает асампрагьята-самадхи или кайвальи. Сиддхи, однако, рассматриваются как нежелательные, так как они выступают как огромный соблазн на пути практикующего раджа-йогу и могут привести к падению. Раджа-йоги практикует самьяму — одновременную практику дхараны, дхьяны и самадхи.

Ум управляется посредством абхьясы (практики) и вайрагьи (отречения). Любая практика, которая уравновешивает ум и делает его целенаправленным, называется абхьясой.


Самадхи
Конечная реализация йогина, которую можно интерпретировать как просветление. Препятствия и блуждания ума устраняются, йогин становится независим от внешнего мира и растворяется в безличностном абсолюте (Брахман).

Пять немощей, которые необходимо преодолеть для того, чтобы достичь самадхи, это:
  • Авидья (невежество)
  • Асмита (эгоизм)
  • Рага (симпатии)
  • Двеша (антипатии)
  • Абхинивеша (привязанность к материальной жизни)

Самадхи бывает двух типов:
  1. Савикалпа, сампрагьята или сабиджа
  2. Нирвикалпа, асампрагьята или нирбиджа.
В савикалпе существует трипути — триада познающего, познаваемого и знания. На этой стадии все оставшиеся самскары полностью исчезают. В нирвикалпа самадхи подобной триады не существует. Савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, сасмита и сананда — это различные формы савикалпа самадхи.

Самадхи, которого достигает бхакта, называется бхава-самадхи, джнани обретает баддха-самадхи, а раджа-йоги — ниродха-самадхи.
 

Мы охватили основные направления древней йоги. Это - теоретическая основа для того, чтобы лучше понимать, как возникла йога.
 
Подпишитесь на странички
Категория: Йога | Просмотров: 135 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar