Студия йоги
ПРОСТРАНСТВО ПРАКТИКИ И ЗНАНИЙ

00:04
Пять элементов по-индийски: Панча Махабхута

Содержание

    Согласно аюрведе все сущее в мире состоит из панчамахабхут (пяти первоэлементов) – акаши (пространства), вайю (воздуха), джалы (воды), агни (огня) и притхви (земли). Будучи вездесущими, они смешаны в бесконечном разнообразии относительных пропорций таким образом, что каждая форма материи является совершенно уникальной. Хотя каждый первоэлемент имеет присущий ему ряд признаков, только некоторые из них заметны в каждом конкретном случае. Постоянно видоизменяясь и взаимодействуя друг с другом, они порождают ситуацию динамического потока, который обеспечивает всемирное движение.

    Например, в рамках простой отдельно взятой клетки элемент земли преобладает в обеспечении клеточной структуры. Элемент воды присутствует в цитоплазме, или жидкости, находящейся внутри мембраны клетки. Элемент огня регулирует метаболические процессы, управляющие клеткой. Элемент воздуха преобладает в газах, содержащихся в клетке. Занимаемое клеткой пространство указывает на последний из элементов – акашу, или эфир.

    В случае сложного многоклеточного организма, например, человека, акаша соответствует пространству внутри тела (рту, ноздрям, животу и т.д.); вайю относится к движению (в особенности к мускульному); агни управляет функционированием ферментов (интеллекта, пищеварительной системы, метаболизма); джал находится во всех жидкостях тела (таких как плазма, слюна, пищеварительные соки); притхви проявляется в твёрдых структурах тела (костях, зубах, плоти, волосах и т.д.).
     

    Пять элементов по-индийски: Панча Махабхута

    Если вы находитесь на пути познания того как на самом деле устроено ваше тело, важно знать, что вся материя во Вселенной состоит из пяти элементов, известных как «Панча Махабхута» (пять основных элементов). Это - Пространство (Акаша/Дьяус), Воздух ( Вайю), Огонь (Агни), Вода (Джал/Варун) и Земля (Притхви/Бхуми).


     

    Панча Бхута – 5 элементов

    Давайте разберемся, как Панча Махабхута влияют на человека. Каждый элемент соответствует одной из семи чакр тела и различным видам асан йоги.

    1. Земля – Притхви

    Земля – олицетворение твердого состояния материи. Ее особенностями являются устойчивость, статичность и твердость. Во окружающем нас пространстве камни и почва стойко противостоят разрушающему воздействию водной стихии и ветра.

    Такие же «земные» устойчивые структуры присутствуют и в нашем организме. Это кости, границы клеток и ткани нашего тела – системы, в которых происходит циркуляция крови и кислорода. Чувство, связанное с землей, — это обоняние.

    Каждому элементу соответствует чакра, и в данном случае элемент земли можно найти в: Корневаой чакре, основание позвоночника (Муладхара) .

    Некоторые позы йоги, которые работают над этим элементом, — это «Поза горы» (Тадасана) , «Поза дерева» (Врикшасана) , а также «Поза собаки, обращенной вниз» (Адхо Мукха Шванасана).

    Чтобы почувствовать этот элемент во время практики, необходимо обладать физической стабильностью, чувствовать, что каждая часть тела связана с другими, и что все вместе они поддерживают весь организм.

    Если тело устойчиво, твердо и компактно, ум также находится в состоянии тишины.


    Поза йоги для работы с элементом Земли - Врикшасана.
     

    2. Вода – Джал

    Вода символизирует перемены. Во внешнем мире вода участвует в круговороте: испарение – образование облаков – осадки. Вода, стекающая с гор в море, медленно размывает твердые породы. Сама жизнь на земле существует благодаря наличию воды. Почти 60% всего человеческого тела содержит воду.

    Вода – нестабильное вещество. Чувство, связанное с водой, — это вкус. Чакра, представляющая этот элемент, — вторая: Сакральная (Свадхистана).

    На практике это можно встретить в Виньяса-йоге, то есть движении, синхронизированном с дыханием.

    Мы можем ощутить стихию воды, когда совершаем плавное, деликатное и легкое движение из одного положения в другое. Важно, чтобы движение повторялось несколько раз и выполнялось в ритме вашего дыхания.


    За элемент воды в теле отвечает вторая чакра.
     

    3. Огонь – Агни

    Огонь отождествляется с теплом, светом и энергией. Огонь – очень активная энергия в природе, и ее трудно контролировать. В организме он управляет пищеварительной и мышечной системами, электрическими импульсами сердца и агрессивным аспектом иммунной системы.

    Психологическими характеристиками являются решимость, смелость, энергия, сила, жизненная сила, сосредоточенность, ясность ума и скорость. Чувство, связанное с огнем, — это зрение.

    Чакра, представляющая этот элемент, — третья: Солнечное сплетение (Манипура) . Мы можем чувствовать этот элемент, когда выполняем все позы, воздействующие на область живота, и можем чувствовать его как своего рода тепло, которое возникает в области вокруг пупка.

    Чтобы сделать это более эффективно, мы можем использовать так называемые Замки (бандхи), в частности Замок Диафрагмы (Уддияна-бандха) и Корневой Замок (Мула-бандха).


    Для работы с элементом Огня можно выполнять Уддияна-бандху.
     

    4. Воздух – Вайю

    Воздух – это газообразная форма материи. Мы не видим, как ветер колышет ветви деревьев, но можем его почувствовать. Мы чувствуем, как он проходит через дыхательные пути, попадая в легкие.

    Если мы перестанем дышать на минуту или дольше, все наше тело сразу ощутить, что воздух ему жизненно необходим. В нашем организме благодаря воздуху (кислороду) происходят реакции окисления; то есть происходит переход энергии из одной формы в другую.

    Чувство, связанное с воздухом, — это прикосновение. Чакра, представляющая этот элемент, — четвертая: Сердечная чакра (Анахата) .

    Аспект практики, который больше всего представляет элемент воздуха, — это Пранаяма, то есть процесс, с помощью которого мы работаем над качеством дыхания.


    1. Пурака (вдох) 2. Кумбхака (задержка) 3. Речака (выдох). Литография «Контроль дыхания»
     

    5. Пространство – Акаша

    Пространство – это место, где существует все. Внутреннее пространство нашего тела похоже на космическое пространство, в котором небесные тела отделены друг от друга расстояниями в миллионы миль.

    Оно безгранично и пусто, но потенциально содержит в себе всё; оно содержит и содержится, и оно дает нам ощущение расширения.

    В организме он управляет нервной системой. Психологическими характеристиками являются спокойствие, присутствие, свобода, отстраненность, повышенная чувствительность и восприимчивость.

    Чувство, связанное с эфиром, — это слух. Чакра, представляющая этот элемент, — пятая: Горловая чакра (Вишудха) .

    Аспект практики, который больше всего представляет этот элемент, — это присутствие и полное осознание настоящего момента, который должен происходить не только во время занятий йогой, но и во всем, что вы делаете в жизни.


    Аспект практики, который больше всего представляет этот элемент, — это присутствие и полное осознание настоящего момента.
     

    Роль пяти элементов в Аюрведе

    Современной науке не хватает глубокого и духовного понимания природы, поэтому она не может отследить связь природных процессов с процессами, протекающими внутри нашего организма. В свою очередь, согласно аюрведическим текстам, взаимодействием элементов в природе и в теле человека управляют одни и те же закономерности.

    Наше тело - это то, что мы едим, это вода, которую пьем, и это воздух, который мы вдыхаем. Все это различные комбинации пяти элементов.

    Следовательно, физическое тело человека не может быть ничем иным, как сочетанием этих самых элементов. Человек – продукт природы и ее неотъемлемая часть.

    Согласно Аюрведе, именно сочетание трех гун дает жизнь пяти элементам (таттвам). Фактически каждый из них находится под влиянием гун, подвержен раджасу (движению), тамасу (бездействию) и саттве (равновесию).

    Пять элементов подтверждают, что Вселенная состоит из энергии и разума, которые могут принимать разные формы. Эти пять элементов не считаются чисто физическими субстанциями, а представляют собой совокупность качеств.

    Когда один или несколько элементов преобладают за счет других, начинает проявляться дисбаланс, который может привести к недомоганиям, различным перекосам или болезням. Пять элементов имеют разные характеристики. Согласно Аюрведе, важно, чтобы они находились в равновесии и чтобы ни один из них не преобладал над другими, чтобы тело и разум чувствовали себя хорошо.


    Аюрведа учит, что в каждом элементе заключена внутренняя мудрость Природы, которая позволяет этому элементу проявлять свои качества, особенности и характеристики.


     
    Категория: Аюрведа | Просмотров: 141
    Доши в Аюрведе
    Следующих материалов в этой категории нет