Студия йоги
ПРОСТРАНСТВО ПРАКТИКИ И ЗНАНИЙ

00:02
Йога и древнее боевое искусство Каларипаятту

Содержание


    Боевые искусства развивались в Индии с незапамятных времен. Согласно преданиям, сам Сиддхартха Гуатама, ставший впоследствии Буддой, слыл искусным воином, неизменно одерживающим победы в рукопашных схватках. Этим и покорил сердце прекрасной принцессы Ясудары.

    Считается, что боевые искусства Индии дали импульс к развитию многих видов единоборств в мире. Например, даже шаолиньскому ушу, история которого длится много веков.

    Восточные единоборства и йога имеют глубокую связь, так как оба учения происходят из древних восточных культур и имеют общие цели — развитие физического и духовного благополучия.
     
     

    Влияние боевого искусства на йогу

    Большое влияние на динамические последовательности в практике асан в аштанга и хатха-йоге оказало древнее индийское искусство Каларипаятту.
     

    Каларипаятту — это древнее воинское искусство Индии, которое также включает в себя элементы йоги, аюрведы и медитации. Это искусство нацелено на укрепление тела, улучшение координации и баланса, а также развитие уверенности и смелости.

    Многие элементы йоги используются в тренировках в восточных единоборствах для повышения гибкости, силы и выносливости. Например, некоторые позы йоги могут использоваться для растяжки мышц перед тренировкой или для восстановления после нее.
     

    Одна из основных связей между восточными единоборствами и йогой заключается в их философии. Оба учения стремятся к достижению гармонии между телом, разумом и душой. В восточных единоборствах, таких как кунг-фу, тай-чи и других, физические упражнения сочетаются с медитацией и контролем дыхания. Это помогает улучшить физическую форму, развить силу, гибкость и баланс, а также научиться контролировать свой разум и эмоции.

    Йога также использует физические практики, такие как асаны (физические позы), пранаяму (контроль дыхания) и медитацию, чтобы достичь гармонии и найти равновесие внутри себя.
     
     

    Что такое Каларипаятту

    Овладеть телом – сделать гибкость, силу и выносливость частью его природы. Овладеть движением – двигаться быстрее, чем способны уловить глаза противника. Овладеть дыханием, чтобы подпрыгнув взлететь. Овладеть оружием, сделав его продолжением собственных конечностей. Работать над собой, не стремясь к победе, мести, богатству или почету. Видеть единственной целью пути сам путь – бесконечное самосовершенствование. Это и есть каларипаятту.

    Немногие в настоящее время знают о древнем боевом искусстве Индии. Однако, оказывается, оно настолько древнее, что является «исходной точкой» для знаменитого китайского кунг-фу. Можно сказать, что каларипаятту — это «дедушка» для многих восточных единоборств, возникших на его основе.

    Интересно, что Каларипаятту родилось из наблюдений за движениями 8 животных: лошади, павлина, змеи, боевого петуха, слона, тигра, льва и дикого кабана. Сливаясь вместе, гибкость, грация, ловкость, решительность, мощь и красота рождают технику сражения, которую правильнее было бы назвать изысканной формой искусства, которое по сей день пленяет воображение человека.
     

    Данное боевое искусство имеет божественное происхождение и ведическую опору (Дханур Веда). Помимо физических упражнений, полностью раскрывающих тело, делая его гибким, красивым, здоровым, каларипаятту включает в себя множество техник с различными видами оружия, а также работу с тайными точками, центрами, массажем, процедурами, медитациями и техниками дыхания для контроля ума и праны (жизненной силы), пение мантр, пудж, следование определенным предписаниям и правилам по типу Ямы-Ниямы. То есть полный набор практик, затрагивающих все аспекты человеческого существования на уровне тела, разума, духа, позволяющих трансформировать качество бытия и приводящих к наивысшим духовным целям. Поэтому Калари Пайатту можно смело назвать неисчерпаемым источником знаний.

    Один из основных принципов — это абсолютная координация тела, ума и разума. Задача – победить не противника, а себя.

    Основой боевого искусства являются четыре вида садхакам, или упражнений (для рук, для ног, для тела и прыжки, основанные на силе дыхания). Вообще садхакам в полном понимании — это ежедневная тренировка, доводящая навыки ученика до совершенства.

    Высшая стадия — сиддхи — есть особая концентрация в теле физической и духовной энергии, раскрывающая потаённый потенциал человеческого тела, дарящая экстраординарные способности.
     

    Смотрите видео-показ техники Каларипаятту



     
     

    Интересные факты

     
    • Каларипаятту, самое древнее из всех существующих боевых искусств, было дано самим Шивой Натараджем в числе 64 искусств, описанных в ведах.
     
    • Каларипаятту считается одним из воплощений Шакти, энергии создающей и уничтожающей мир.
     
    • Первым учеником в цепи ученической преемственности каларипаятту стал сам Господь Пурушарама, который передал знание 4 кланам браминов. Они в свою очередь построили 64 монастыря, где обучали этому искусству. Так, по нисходящей, от учителя к ученику знание дошло до наших дней.
     
    • Впервые знания о каларипаятту были записаны 2500 лет назад на пальмовых листьях. Это были сочинение о принципах боя «Асата вадиву» и трактат о нервных узлах и жизненно важных точках тела «Марама - сутра».
     
    • Калари означает «священное место», паятту – бой. В отличие от всех остальных видов боевых искусств, каларипаятту обучались не кшатрии (воины), а брамины (священнослужители).
     
    • Целью каларипаятту является не достижение силы, ловкости, скорости или мистических сиддх – они являются лишь побочным эффектом от практики. Его истинной целью является всесторонняя работа над собой. Потому его часто называю боевой йогой.
     
    • В каларипаятту нет ступеней, рангов, поясов, званий и наград. Это путь самосовершенствания, а оно «не измеряется линейкой», не имеет ни начала, ни конца.
     
    • Каларипаятту – древнейшая система, состоящая из пяти взаимосвязанных частей: боевого искусства, аюрведы, йоги, астрологии и духовной практики. Ни одна из частей каларипаятту не может существовать и развиваться в отрыве от других, а потому оно по праву считается практикой, развивающей одновременно и тело, и дух, и ум.
     
    • Существует два вида каларипаятту: северный и южный. Северный стиль отличается большим количеством прыжков и развитием гибкости и подвижности тела, а южный большее внимание уделяет владению оружием.
     
    • Техника каларипаятту возникла из изучения повадок 8 воинственных животных Индии: льва, боевого кабана, кобры, слона, тигра, лошади, боевого петуха и буйвола.
     
    • Садхакам – каждодневная практика, нацеленная на приобретение сиддх, выдающихся способностей тела, характеристик тела. В каларипаятту их четыре – кай сдахакам (для рук), каль – для ног, пакар чакаль – работа прыжками путем работы над дыханием, мэй садхакам – работа над гибкостью и силой тела.
     
    • Традиционное оружие каларипаятту: отта – деревянная палка в форме бивня слона, кеттуккари – бамбуковая трость, мади - кинжал из рогов антилопы, черувати –короткая палка, пулиянкам –длинная сабля, уруми - «жидкий» меч, эластичное, длинное , обоюдоустрое лезвие.
     
    • В каларипаятту большое значение имеют игровые сражения – театрализованные бои, в которых, надо отметить, используют боевое оружие.
     
     
     

    Обучение искусству
     

    Обучение каларипаятту начинается с шестилетнего возраста: учитель, взявший шефство над малышом, становится для него единственным авторитетом.

    Первая ступень обучения киларипаятту включает в себя, прежде всего, физическое совершенство обучаемого («майпаятта»). В этот период он постигает определенные комбинации шагов, поворотов, прыжков и наклонов, причем постепенно они усложняются. Когда ашан видит, что его ученик уже овладел этой частью искусства, то он может начать с ним занятия по ведению боя без оружия. К этой стадии обучения допускаются лишь те молодые люди, у которых ашан обнаружил потенциал для дальнейшего совершенствования. Наставник внимательно следит за тем, чтобы его подопечный никогда не применял свои навыки в неправедных целях.

    Второй этап обучения - Кольтари. В этот период ученик постигает азы ведения боя с оружием - пока ненастоящим, а деревянным. Всего существует десять видов холодного оружия.

    Третий этап - Анкатари. Ашан учит своих учеников работать с традиционным оружием.

    Заключительный этап обучения - Верун кай тари. В это время ученики познают приемы защиты и нападения со свободными руками. Также наставник передает им и тайны медицины: те с усердием штудируют анатомию человека и акупунктуру - учатся правильно воздействовать на различные точки человеческого тела.

    Но лишь лучшие из лучших, прошедшие несколько ступеней познания, в конце концов узнают самые важные секреты, которые передает им учитель. Уже через несколько лет ученики становятся пусть и не искусными воинами, но достаточно хорошо подготовленными физически подростками. Они выполняют сложные упражнения, у них великолепная растяжка. Когда посторонний видит то, что вытворяют со своими телами бойцы каларипаятту, то невольно возникает вопрос: уж не «пластилиновые» ли эти люди?

    Тренировки воинов каларипаятту обычно проходят на восходе и на закате солнца. Перед тем, как перейти к упражнениям с саблей, сначала «гуттаперчевые» воины выполняют упражнения по растяжке. Затем ученик тщательно втирает в свое тело масло, а учитель делает ему аюрведический массаж, который, как считается, придает телу силу и гибкость. Далее снова следует серия упражнений по растяжке мышц. По этому поводу можно немного пошутить: способность воинов-врачевателей вскидывать ноги заставит покраснеть от зависти любую прима-балерину! Между тренировками ученики, постигающие тайны борьбы, молятся неустрашимому борцу с демонами богу Вишну.

    Приемы ведения боя голыми руками носят подражательный характер: бойцы имитируют повадки животных – тигра, пантеры, медведя и т.д. В арсенале бойцов всевозможные способы защиты и нападения - прыжки, длинные выпады и многочисленные удары ногами и кулаками. Что характерно для этой борьбы – закрытые стойки. При нанесении ударов ни руки, ни ноги никогда до конца не распрямляются.

    Так, известны случаи, когда некоторые гуру (их, кстати, можно пересчитать по пальцам) одним лишь движением руки в сторону человека лишали его сознания. Современная медицина с трудом может объяснить эти «энергетические воздействия». Что это: магия или древние методы медитации? Ответа пока нет. А сами гуру на эти вопросы не отвечают, они тщательно хранят секреты, переданные им из глубины времен.

    В эпоху Средневековья многие ашаны был одновременно и воинами, и врачами, умевшими творить чудесные исцеления: якобы настоящие мастера киларипаятту вылечивали переломы с помощью лишь нескольких прикосновений пальцами. Также в их распоряжении всегда находились целебные масла и порошки, которыми они боролись с артритами, ревматизмом, люмбаго и многими другими хворями. Это полумагическое искусство врачевания, безусловно, привлекло к ашанам повышенное внимание со стороны западной медицины, а многие богатые люди просили гуру каларипаятту излечить их.
     
     

    Категория: Полезные статьи | Просмотров: 166