Студия йоги
ПРОСТРАНСТВО ПРАКТИКИ И ЗНАНИЙ

22:15
Сиддхи - мистические способности йогов


Сиддхи - сверхъестественные способности, достигаемые в процессе йогических или буддийских практик.
В индуистской дхарме считается, что через йогическую практику йогина может достичь одного или нескольких из восьми сверхспособностей или ашта-сиддхи.

Примеры: ясновидение, яснослышание, телепатия, осведомленность о будущем (или прошлом), совершенная интуиция, способность быстро перемещаться на большие расстояния, телепортация, становиться невидимым по своему желанию, обходиться без сна, задерживать дыхание и сердцебиение на долгое время (неделями), обходиться без еды и воды, являть себя одновременно в двух и более разных местах, лечить болезни, воскрешать, способность материализовывать предметы, направлять события в нужное русло и др.

Обычно сиддхи являются «побочным продуктом» совершенной йогической практики (частью самосознания человека на пути к самадхи), но существуют специальные техники для развития той или иной способности. Рассматривая сиддхи как побочный продукт медитации и праведного образа, жизни буддийские и индуистские гуру рекомендуют не привязываться к ним, чтобы не начать взращивать "эго".
* * *
Вот что пишется о сиддхах в «Тирумандира Джнянам» (Риши Боганатар)

"В теле земном восемь сил можно обрести -
каковы же их имена?
Две из них обозначаются так: анима и махима.
Также нейтральные гарима и лагхима,
Восхитительные пракамья, прапати и ишитва,
Вечно желанная вашитва - вот имена восьми сил.
Это - силы богов, в адхарах обитающих,
Сокрытых сладкозвучием их лепестков."  

* * *


Сиддхи в шиваизме
В шиваизме сиддхи определяются как "Необычайные силы души, развивающиеся посредством последовательной медитации, часто неудобной и изнурительной садханы. Или естественное пробуждение тапаса (внутреннего огня) благодаря духовной зрелости и йоге".

Сиддхи в вайшнавизме
В вайшнавизме термин сиддхи используется в Сарва-даршана-самграха Мадхвачарьи (1238–1317), основателя философии Двайты. Есть пять сиддх согласно учению вайшнавов.
 

 

Ашта-сиддхи: разновидности

1. Анима сиддха

Анима - способность йогина уменьшаться до размеров атома или просто влиять на размер и вес своего тела. Кришна в «Шримад-Бхагаватам» описывает эту черту как «становиться меньше самого маленького». В Рамаяне показано, что Хануман использовал эту черту, когда отправился искать Ситу на Ланку.
 

 

2. Махима сиддха

Махима - способность принимать гигантскую форму. В «Шримад-Бхагаватам» говорится о том, что при использовании этой способности нечто или некто становится больше, чем самое большое.

Примеры Махимы из индуистских писаний: когда Хануман, увеличившись, сжег Ланку в Рамаяне и когда Господь Вишну в своем аватаре карлика - Вамана увеличился, ему потребовалось всего три шага, чтобы охватить все три мира.
 
 

3. Гарима сиддха

Гарима – способность стать тяжёлым и твёрдым, подобно горе. В индуистских эпосах есть случай, когда Хануман настолько увеличил вес своего хвоста, что даже один из самых сильных людей на Земле Бхима не смог его поднять.

Когда Бхима поднимался на горы Гандхамадана за цветами для Драупади, по пути его остановил хвост обезьяны. Он просит обезьяну убрать хвост с дороги, но обезьяна отвечает, заявляя, что он старый и Бхима должен убрать его сам. Однако, даже будучи самым могучим человеком на земле, Бхима не смог его поднять.
 

Бхима пытается поднять хвост Ханумана
 

4. Лагхима сиддха

Лагхима происходит от слова лагху, которое переводится с санскрита как маленький или легкий. Способность обрести лёгкость и парить в воздухе и передвигаться по небу. Полет и левитация — другие способности, полученные от Лагхимы.
 

 

5. Прапти сиддха

Прапти - сила увеличивать любые объекты по желанию (к примеру, накормить сотню людей одной чашкой риса), предсказывать будущее, читать мысли, понимать языки других людей, зверей, птиц, исцелять от любых болезней.
 

 

6. Пракамья сиддха

Пракамья - сила притягивать удалённые предметы, исполнение любых желаний. Также это способность долго находиться под водой, быть невидимым, входить в тело другого (паракайя-правеша), оставаться молодым сколь угодно долго.
 
 

 

7. Ишитва сиддха

Ишитва - влияние на материальные и нематериальные объекты, господство над силами природы, такими как ветер и дождь. Обретение божественной силы возвращения ушедших из жизни. "Иша" на санскрите означает Господь, поэтому ишитва означает господство.
 

 

8. Вашитва сиддха

Вашитва — влияние на умы существ, творение силой ума, к примеру укрощение и управление дикими зверями. Способность держать все под контролем, особенно в плане физических проявлений, подчинять других людей, духов, стихии природы.
 

Боги могут даровать определенные сиддхи
 
 

Другие сверхспособности, описанные в Бхагавата-пуране

  1. Три-кала-джнятвам: Знание прошлого, настоящего и будущего
  2. Адвандвам (недвойственность): освобождение от двойственности: тепла/холода, боли/удовольствия, сладости/горькости, хорошего/плохого
  3. Парачиттаджняна: Знание мыслей других людей
  4. Агни арка амбу виша адинам пратиштамбхах: контроль огня, солнца, воды и яда и прекращение их действия
  5. Апараджайя: непобедимость
  6. Анурми-маттвам: отсутствие голода, жажды и других тяг, вызываемых телом
  7. Дура-шравана: способность слышать вещи/события, происходящие очень далеко
  8. Дура-даршанам: Видение вещей/событий, происходящих очень далеко
  9. Манах-джава (маноджвитва): Перемещение физического тела туда, куда хочется
  10. Кама-рупам: достижение/принятие желаемой формы
  11. Паракая правашанам: Вход в тело другого человека (считается, что духи входят в физическое тело человека, чье астральное тело слабое, но сила, упомянутая здесь - другого характера)
  12. Сва-чанда мритьюх: способность умереть по своему желанию (как Бхишма из Махабхараты, и как многие мудрецы и йогины, покинувшие свои тела по собственному желанию)
  13. Деванам Саха крида анударшанам: Свидетельствование игр полубогов (или Свидетельствование событий трёх миров как игр, как это делает Бог)
  14. Йатха санкалпа самсиддхих: совершенное осуществление своего прендназначения
  15. Аджна апратихата гатих: способность быть тем, которому невозможно воспрепятствовать на его пути
 

Использование сиддх в буддизме Ваджраяны


В буддизме сиддхи используются тантриками и магами.

В тантрическом буддизме сиддхи конкретно относится к приобретению сверхъестественных способностей психическими или магическими средствами. Эти способности включают в себя: ясновидение, левитацию, билокацию и астральную проекция, материализацию прошлых жизней из доступа к воспоминаниям.
 

Как можно достичь сиддхи?


Махариши Патанджали говорит о достижении сверхспособностей в разделе IV «Йога-сутр». В этом стихе представлены пять способов достижения сверхъестественных способностей:
  • По рождению: это часть наследственной передачи, при которой духовно развитые родители передают свои сверхспособности потомству. Также возможно, что человек может обрести сверхсилу благодаря тому, чего он достиг в своих предыдущих жизнях.
  • Медицина: некоторых сиддхов можно достичь с помощью определенных лекарств, обладающих чудесной силой. В Рамаяне трава сандживини вернула Лакшману к жизни
  • Мантра: Считается, что повторение специальных мантр (особенно тантрических), может дать благословление божеств, к котором через них обращаются. Эти божества могут даровать определенные сиддхи. Вишну, Ганеша, Хануман, различные формы Деви и обычно рассматриваются как хранители сиддх, способные даровать их поклоняющемуся.
  • Аскеза: строгая и длительная аскеза опытного практикующего помогает прояснить разум, который становится способным управлять пятью элементами с помощью желания.
  • Самадхи: Это достигается, когда человек достигает единства с Божественным сознанием, а следовательно знанием того, что можно получить необычайные силы.

Однако, как уже говорилось, все эти сверхспособности - лишь промежуточный или побочный эффект по мере развития практики человека, стремящегося к высшей цели - освобождению от цикла рождений и смертей и соединению с Брахманом (Высшим Я или Высшей Реальностью).

Духовные Учителя предостерегают об опасности злоупотребления сиддхи и указывают на то, что Богопостижение (просветление) гораздо важнее.

В Индии есть знаменитая история про двух братьев, она содержится в одной из книг Бхагаван Ошо Раджниша (и в других источниках).
 

Притча о двух братьях

* * *
Старший брат оставил дом и молился в лесу очень интенсивно. Через двенадцать лет он вернулся домой.

Младший брат был рад увидеть его и попросил:
- Пожалуйста, покажи мне некоторые оккультные силы. Ты практиковал йогу двенадцать долгих лет, тогда как я вел обычную жизнь. Покажи мне, чего ты достиг.
Старший сказал:
- Пойдём со мной.

Оба брата вышли из деревни и спустились к реке.
На берегу реки старший брат сел и вошёл в глубокую медитацию. Через некоторое время он встал и пошёл через реку по поверхности воды.
Младший брат тут же позвал перевозчика, дал ему анну (мелкую монету) и быстро пересек реку.

Когда братья встретились, младший сказал:
- Ты потратил двенадцать лет на то, что я могу сделать за пять минут? Это и есть результат твоих лет духовной дисциплины и суровой жизни? Стыд, стыд!
Старший брат понял, что он глупо потратил время. Он опять ушёл из дома, чтобы в этот раз вдохновляться только Светом, Истиной и Богом.

 
* * *
 

«Самореализация находится за пределами всяких сиддхи (сверхъестественных сил). Если вы просите Бога только о сиддхи, тогда это всё равно что стараться изо всех сил добраться до царского двора и попросить о нескольких ягодах крыжовника, когда вы собираетесь встретиться с царём»  (Раджниш, 1983)

 


Подпишитесь на странички


Категория: Полезные статьи | Просмотров: 131 | Теги: Сиддхи | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar