Школа Йоги
ПРОСТРАНСТВО ПРАКТИКИ И ЗНАНИЙ

22:54
Краткая история возникновения и развития йоги

Содержание

    «Никто и ничто не властно над йогином, достигшим состояния Единства» Хатха-йога Прадипика, XIV век н.э.

    Итак, что мы сегодня знаем о возникновении феномена йоги?

    Некоторые сведения о йоге имеются в древних Упанишадах и Пуранах (священные писания древней Индии), которые датируются VI веком до нашей эры. Приводимые в них упоминания свидетельствуют, что йога была известна намного раньше этого периода. Так, изображения некоторых поз йоги обнаружены на своеобразных изделиях из твёрдого камня при раскопках древних городов Мохенжо-Даро и Хараппы на берегах реки Инд в Пакистане. Их примерная датировка - от пяти до трёх тысяч лет до нашей эры. Признаки знаний о йоге были обнаружены также в доколумбовой культуре Северной и Южной Америки. Даже сейчас в Сан-Огустине (южная часть Колумбии) имеются большие каменные статуи и фрагменты резьбы, на которых можно увидеть элементы практик йоги.
     

    Самым известным источником, раскрывающим цель практики йоги и сохранившимся до наших дней, является индийский эпос Махабхарата. Структура поэмы позволяет выделить две её основные редакции. Первую можно ориентировочно датировать VII веком до н.э. Она включает основной сюжет о войне Пандавов и Кауравов, начиная изложение с Шантану (прадеда главных героев), и завершается смертью Кришны. Вторую редакцию можно датировать периодом возрождения брахманизма во II веке до н.э. Тогда были сделаны многочисленные вставки в поэму, в частности самостоятельная краткая версия «Рамаяны». Современный вид эпос приобрёл к V веку н.э.
     

    Часть текста многими переводчиками выделяется в независимую книгу, получившую название Бхагавад-гита («Песня бога»), которая для индуистов является таким же священным текстом, как Новый Завет для христиан. В Гите описывается теория реинкарнации, а также раскрывается совершенный путь для человека, решившего пробудить и познать воплощённое в теле сознательное присутствие.

    Йога определяется как совершенство в действии. Безграничное сознание ума, которое является трансфизическим проявлением времени в Гите, не рождено и не умирает. Это непроявленное сознательное присутствие является постоянным, нерождённым, вечным и изначальным. Когда тело, которое его проявляет, умирает, это сознание создаёт другое тело для собственного проявления.


    Первым из древних основополагающих и классических текстов, описывающих практику йоги, являются «Йога-сутры» индийского мудреца Патанджали. Биографы Патанджали и исследователи «Йога-сутр» расходятся с датировкой времени его жизни: от II века до н.э до 111—V века н. э. Первый вариант верен, если автора сутр отождествить с грамматистом Патанджали, жившим примерно во II веке до н.э. В джайнских писаниях IV века н.э. встречаются параллели с сутрами Патанджали. На пятый же век нашей эры указывает явное детальное знакомство автора «Йога-сутр» с важнейшим буддистским трактатом «Абхидхармакошей» Васубандхи, написанным в это время.
     

    Статуя Патанджали в Индии

    «Йога-сутры» Патанджали не были первым или единственным на тот период трудом по йоге, но ценность их в том, что они являются вершиной длительного развития йоги и главное - систематизированной квинтэссенцией философии и практики, достигнутой йогой к тому времени.

    Патанджали определяет йогу как «прекращение неконтролируемой деятельности ума» (читта вритти ниродха), благодаря чему истинный субъект (пуруша) перестаёт отождествлять себя с состоянием материи и обретает истинное самосознание. Способами реализации этой йоги Патанджали считает подвижничество, самообучение, упование на Бога (ишвара пранидхана), что способствует сосредоточению и преодолению аффектов (клеш) - ложных представлений и загрязнений сознания, вызывающих созревание кармы (пять клеш: неведение, эгоизм, влечение, враждебность и самосущая жажда жизни). Целью практики является достижение «самадхи». Система получила название «раджа-йога» [Торчинов, 1998].
     

    Очередной этап развития дисциплины йоги, использующий тело как инструмент самопознания и вместилище духа, начал формироваться в Индии приблизительно в VI веке нашей эры, когда большое распространение получил тантризм. Эта система практик стала называться «хатха-йога». К этому времени уже в течение многих веков существовали различные подходы к духовной эволюции человека.

    «Хатха-йога» нашла наивысшее выражение в практике и образе жизни махасиддхов («великих совершенных»), людей, которые предпочли опыт индивидуального отшельничества и йогического совершенствования монастырской замкнутости. Жизнеописания 84 самых известных йогинов мы находим в классическом буддийском тексте «Львы будды».

    На смену идее того, что только жёсткий суровый и бескомпромиссный аскетизм и полный уход из мира может дать желанный результат реализации, пришли практики тантры, которые в основном передавались устно, по линии преемственности от учителя к ученику. Их основной идеей была трансформация энергии, когда в огне духовных достижений сгорают, как дрова в печи, все страсти человека.

    Основателями данного подхода к йоге считаются Матсиендранатх и Горакшанатх, которые отобрали и систематизировали наиболее практические техники психофизического совершенствования человека. Матсиендранатх основал культ Натх (на основе которого затем и была разработана практика хатха-йоги), согласно которому считалось, что прежде чем применять духовные практики, занимающийся должен очистить «тело и его элементы». Для этой цели использовались следующие практики: асаны - гимнастические упражнения, пранаяма - дыхательные упражнения, шаткармы - очистительные процедуры, мудры и бандхи - специальные положения тела.
     
    Шри Гуру Матсиендранатх — один из самых почитаемых в традиции святых йогов-натхов.

    Патанджали в своей восьмиступечатой системе йоги (Аштанга-йога) утверждает, что сначала необходимо совершенствовать яму (моральные установки) и нияму (самоограничения), иначе асана и пранаяма могут не дать желаемых результатов. В «Йога-сутрах» яма и нияма являются первыми двумя шагами, за ними следуют асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Авторы текстов по хатха-йоге очень хорошо понимали практические трудности, с которыми столкнётся каждый человек в отношении ямы и ниямы.
     

    Самоконтроль и самодисциплина должны начинаться с тела. Таким образом можно будет выработать в себе способность к глубокой медитации, а тело не будет отвлекать от длительного сидения в неудобной позе. Очищенное тело и свободный контроль над дыханием позволяют контролировать прану (жизненную энергию) и, следовательно,  работу ума. На более высоких ступенях йогин овладевает энергией кундалини (скрытая энергия в теле), сжигает карму (причины будущих воплощений) посредством внутреннего огня, обретает контроль над пятью первоэлементами (пространство, воздух, вода, огонь, земля) и обретает сиддхи (сверхспособности).

    Яма и нияма в хатха-йоге появились далеко не сразу.
    Это связано во многом с постепенной подменой высокого воззрения тантры более простым и понятным общерелигиозным воззрением сутры. В нём есть чёткое разграничение на плохое и хорошее (плохую карму и хорошую карму) и нет представления о том, что всё это можно трансформировать.

    Соответственно есть правила, запрещающие и предписывающие, что надо делать для того, чтобы не накапливать плохую и создавать хорошую карму. В тантре, основанной на недвойственном буддийском учении Мадхьямаки и индийской Адвайты, нет таких обетов, но есть практики, трансформирующие видение из нечистого в чистое. В их основе лежит понимание, что всё есть иллюзия и проявление работы ума. Однако есть способ изменить восприятие и энергию существа омрачённого в мудрость и энергию существа реализованного [Торчинов, 2000].

    Итак, Матсиендранатх был бенгальцем, а Горакшанатх, согласно сведениям, передаваемым среди йогинов, был уроженцем одного из мест северо-западной Индии. Знаменитая ученица Матсьендранатха, Маянамати, была королевой Бенгалии и дочерью короля Уддияны - страны, родом из которой был первый в нашу эпоху учитель Ати-йоги -  Прахеваджра и главный учитель тибетского тантризма Гуру Падмасамбхава. Многие индийские махасиддхи посещали Уддияну, чтобы получить такие учения, как Ануттара-тантры, Калачакру и Хеваджра-тантры. Среди них был и известный учитель Тилопа, распространивший эти учения в Индии.
     

    Гуру падмасамбхава

    Ещё одним основоположником натхизма, а именно секты капалика, был буддист махасиддха Хапида (Джаландхара). Махасиддхами были и праотцы школы Кагью тибетского буддизма Тилопа и Наропа, последний из которых знаменит своими «шестью йогами Наропы». Одним из мест их практики были пещеры около Пашупатинатха, индуистского храмового комплекса в Катманду (Непал). Рядом же находятся и пещеры йогинов - индуистов. У Марпы - переводчика, тибетца, ученика Наропы, принёсшего в Тибет в XI веке тексты тантр, в Индии было всего тринадцать учителей, пятеро из которых были махасиддхами.
     

    Школа Сакья тибетского буддизма также ведёт свое начало от махасиддхи Вирупы. Философия натхов была близка к Мадхьямаке (Шуньяваде) махасиддхи Нагарджуны (II в.н.э.) и Асанги, а также к недуалистической доктрине Шанкары (VIII в.н.э.), которого иногда называют «замаскированным буддистом» за явную схожесть их взглядов, а точнее, за практически цитирование Мадхьямаки. Это вполне естественно, т.к. в полемике между буддистами и брахманистами адвайта была брахманским аналогом и ответом на буддийскую Мадхьямаку [Торчинов, 1998].

    В целом теория не играла для натхов слишком большой роли, важнее была практика.

    Йоги-натхи и их последователи были вне иерархии феодально-кастового общества средневековой Индии. Считалось, что они утратили право принадлежать к своей касте, так как не придерживались установок ортодоксального индуизма, опиравшегося на это устройство общества. Впоследствии, когда ислам практически вытеснил буддизм с территории Индии, из-за проблем с кастовой системой йогины даже принимали мусульманство, которое не поддерживало кастовости.

    Многие же из техник были почерпнуты из буддийской и индуистской тантры, были даже примеры взаимного заимствования техник из эзотерического ислама - суфизма.

    Эти заимствования не удивительны, поскольку адептов хатха-йоги больше интересовала психотехническая составляющая практики, нежели расхождения в доктринах. Из тантр ими была изъята излишняя ритуальность и многословность, а оставлена в основном их техническая, прикладная часть. По этой же причине многие практики хатха-йоги принадлежали не к определённым религиозным конфессиям, а лишь к конкретным линиям преемственности.

    Ещё одна характерная черта натхизма - это доминирование роли учителя, передающего знание. Именно он являлся главным объектом прибежища, а не пантеон богов. Часто только усилиями своих последователей йогины определяются как практики той или иной школы.

    Культ Шивы - более позднее наслоение в религиозной практике натхов; его появление относится к тому периоду, когда натхизм попал под влияние индуизма. Это произошло во времена тюркского завоевания Бенгалии в XIII веке, когда усилиями мусульман буддизм был полностью уничтожен на территории всей Индии.
    Шива, каким чтят его натхи - это йог-аскет, создатель и первоучитель (Ади-гуру) йоги, передавший «великое знание» первому наставнику среди людей - Матсиендранатху. Шива - единственное божество из пантеона индуизма, почитавшееся натхами. И такой Шива, каким он предстаёт в бенгальских вариантах натхских легенд, весьма отличен от бога Шивы, канонизированного в индуистских пуранах.
     

    Шива - йог-аскет, создатель и первоучитель йоги

    В некоторых поздних буддийских текстах последователей Горакшанатха даже называют вероотступниками за поклонение Шиве, т.к., по буддийской космологии, божества индуистского пантеона считаются мирскими (сансарными), т.е. непросветлёнными, не вырвавшимися из круговорота сансары, а буддист не должен искать в них прибежище и выполнять практики, с ними связанные.

    Есть тибетские тханки (изображения), где боги индуистского пантеона делают подношения буддийским идамам, как, например, Брахма и Индра на каноническом изображении Чистой Земли Зеленой Тары.
    Одной из главных причин перехода практиков на использование индуистского божества в качестве идама были гонения и расправы над буддистами. Постепенно школа выродилась, а натхами сегодня называет себя одна из религиозных сект индийского шиваизма.

    Важнейшими классическими текстами по хатха-йоге считаются:
    • «Горакша Самхита», составленная Горакшанатхом в стихах и в прозе на местном диалекте
    • «Гхеранда Самхита», написанная великим мудрецом Гхерандой
    • «Хатхаратнавали» - более поздний текст Шринивасабхатты Махайогиндры
    • «Хатха-йога Прадипика», написанный одним из выдающихся мастеров по хатха-йоге Сватмарамой
    Ценность последней работы заключается в том, что в ней автор на основании имевшихся текстов на санскрите собрал всю мудрость относительно хатха-йоги и подробно изложил все её практики.
    Все вышеупомянутые тексты появились в VI—XVII веках нашей эры. В течение столетий эти книги были практическим руководством духовных искателей. На основе хатха-йоги в Индии, Непале и Тибете возникло множество таких философских и практических направлений, как крия-йога, кундалини- йога и другие, имеющие либо общие, либо схожие корни.
     

    Следует отметить, что именно в тантрических практиках большое значение придавалось тонкой анатомии и физиологии с её системами каналов, чакр, марм и т.д.


    В древние времена хатха-йога практиковалась в течение многих лет в качестве подготовки к достижению более высоких состояний сознания.

    «Не бывает хатха-йоги без раджа-йоги. Лишь неустанная практика обеих приносит успех», - говорится в «Хатха-йога Прадипике» (XIV век н.э.).

    Большой интерес представляет собой также тибетская традиция Ати-йоги и сохранившаяся до наших дней живая линия её передачи. В её систему входит тантрический текст «Ньида Кхачжор», записанный в VIII веке нашей эры, знаменитого практика и переводчика Вайрочаны. Вайрочана получил эту практику от Гуру Падмасамбхавы (а тот, в свою очередь - от махасиддхи Хумкары), перевел её с языка Уддияны на тибетский.

    В этой тантре описывается практика 108 физических и дыхательных упражнений, которая называется Янтра-йога. Метод янтра-йоги основан на интеграции движений тела, дыхания и сознания для развития осознанного присутствия и его стабилизации.
     

    На языке Уддияны «ати» означает «изначальное состояние», а «йога» - знание, понимание. В воззрении учения Ати-йоги, человек представляет собой совокупность трёх аспектов: тела, энергии и сознания. Материальный аспект представлен физическим телом. Энергетический аспект - процессами, протекающими в теле (дыхание, биохимические реакции и др.). Сознание - вниманием и системами обработки и хранения информации. Для того, чтобы обнаружить это естественное или изначальное состояние, необходимо «прямое введение» (прямая передача знания через определённые переживания) от гуру - учителя к ученику. Дальше используются средства и методы для устранения сомнений и интеграции этого состояния с обычной жизнью.

    Следует отметить, что многочисленные переводы санскритских и тибетских текстов могут сильно отличаться в интерпретациях и комментариях к ним. Поэтому наилучшими переводчиками являются носители традиции и учителя-практики, постигшие смысл и в совершенстве владеющие средствами и методами достижения состояния йоги.

    Истинная суть йоги передаётся столь незначительным числом учителей, что получить это знание даже в наше время очень сложно. Приходится усердно практиковать в соответствии с их наставлениями, уметь отбрасывать всё лишнее, включая этнические, культурные и религиозные условности, чтобы понять и продолжать передавать учение йоги будущим поколениям, адаптируя к современной социальной и общественной жизни.

    Истинное обучение знанию йоги предполагает три условия:
    • изучение священных писаний и текстов,
    • наличие авторитетного учителя,
    • собственный опыт при использовании практик.
    Согласно современным представлениям, состояние йоги характеризуется полным отсутствием в нём каких бы то ни было неконтролируемых проявлений - неуправляемых и неосознаваемых мыслей, эмоций, побуждений. Такое устойчивое состояние труднодостижимо и встречается крайне редко, поскольку предполагает высочайшую степень самоосознания и самоконтроля.

    Это, в свою очередь, требует очень точной и глубокой коррекции и перестройки множества физиологических, биохимических и биофизических системных процессов, которые определяют базовые психофизиологические реакции человека и управляют его поведением на уровне глубинных и скрытых мотиваций.

    Однако сегодня те практики йоги, которые были разработаны провидцами и мудрецами древности для эволюции человечества, понимаются и используются в весьма узком смысле.
    Таким образом, изучение и осмысление феномена йоги с научных позиций современных представлений о единстве физического и психического в человеке позволяет использовать её средства и методы в физическом и духовном совершенствовании человека, а также в медицинской практике.


     
    Категория: Йога | Просмотров: 275 | Теги: История йоги