Студия йоги
ПРОСТРАНСТВО ПРАКТИКИ И ЗНАНИЙ

22:40
Аштанга-йога: восемь ступеней йоги по Патанджали

Статуя Патанджали, практикующего дхьяну (медитацию), одну из восьми ступеней йоги, которые он определяет.

Из статьи вы узнаете о классическом подходе - восьмиступенчатой йоге Патанджали или так называемой "Аштанга-йоге" (не следует путать с Аштанга-Виньясой-йогой), это поможет вам расширить границы понимания термининалоги и философии «йоги» и приведёт вашу практику на совершенной иной уровень.

История создания и обзор йога-сутр Патанджали

Точная дата создания йога-сутр неизвестна. Предполагается, что это было в период между 500-ми и 200-ми годами до нашей эры. Автором сутр считается йог Патанджали, о котором также известно немного. Ясно лишь, что только реализованный практик мог дать столь стройную систему знаний и практических рекомендаций.

Имя его - Патанджали, часто переводится как ‘упавший в ладони во время молитвы’. В связи с этим существует легенда, что Патанджали упал с неба в виде змейки, поэтому на большинстве изображений йог представлен как человек с хвостом змеи вместо ног.

Труд Патанджали написан в виде сутр - это распространённая форма подачи информации в Древней Индии в различных отраслях знаний. Сутры отличаются краткостью, однозначностью и содержательностью. Дословно «сутра» переводится как ‘нить’, ‘верёвка’, то есть ‘то, что связывает’. Имеется в виду связь учителя, учения и ученика. В древности знания передавались из уст в уста, от учителя к ученику. Сегодня до нас дошли многие труды в виде книг - это даёт огромные возможности к развитию и самосовершенствованию.

Йога-сутры Патанджали состоят из четырёх глав:

  • Самадхипада - глава о самадхи. В ней описано, что такое йога, какие проблемы возникают на пути практика и как с ними справиться.
  • Садханапада - глава, посвящённая качествам, необходимым для переключения ума из рассеянного состояния в сосредоточенное.
  • Вибхутипада - глава о способностях ума, который может достичь состояния свободы от всех отвлекающих факторов благодаря различным техникам.
  • Кайвальяпада - глава, описывающая способности человека, обладающего в высшей степени чистым умом.

Сутры Патанджали - это настольная книга каждого, кто стремится идти путём йоги. В ней сосредоточены ценные, глубокие знания: от простых правил, помогающих сделать повседневный выбор, до серьёзных практик по работе с умом. Йога-сутры сложны для понимания в первом прочтении, если изучать их без пояснений. Но существует много изданий с комментариями мастеров йоги. Эти разъяснения помогут вникнуть в суть излагаемых вещей и поддержать интерес к йоге.



* * *

Аштанга (восемь ступеней йоги)

Аштанга-йога (санскрит: अष्राङ्गाग्गागा, аштангайога, "восемь ступеней йоги") - это классификация классической йоги, предложенная Патанджали, изложенная в его йога-сутрах. Он определил восемь ступеней как яма (воздержание), нияма (соблюдение правил), асана (поза), пранаяма (дыхание), пратьяхара (уход), дхарана (концентрация), дхьяна (медитация) и самадхи (поглощение).

Восемь ступеней образуют последовательность от внешнего к внутреннему. Поза, асана, должна быть устойчивой и удобной в течение длительного времени, чтобы йог мог практиковать ступени от пранаямы до самадхи. Основная цель - кайвалья, различение Пуруши, сознающего свидетеля, отдельно от Пракрити, когнитивного аппарата, и освобождение Пуруши от его запутанных загрязнений.


8 ветвей йоги

* * *

Определение йоги

Патанджали начинает свой трактат с изложения цели в своей книги в первой сутре, за которой следует определение слова "йога" во второй сутре книги:

योगश्चित्तवृत्तिनिरोधः ॥२॥
йога-читта-вритти-ниродхах
- Йога -сутры 1.2

Это краткое определение зависит от значения трех санскритских терминов.
И. К. Таймни переводит это как "Йога - это подавление (ниродхах) модификаций (вритти) ума (читта)".
Свами Вивекананда переводит сутру как "Йога удерживает (ниродха) вещество ума (читта) от принятия различных форм (вритти)". 
Когда ум успокоен, раскрывается провидец или истинное "Я".:

1.3. Затем Провидец утверждается в своей собственной сущностной и фундаментальной природе.
1.4. В других состояниях происходит ассимиляция (Провидца) с модификациями (ума).

* * *

Восемь ступеней йоги Патанджали

Патанджали изложил свое определение йоги в Йога-сутрах как имеющей восемь ветвей (अष््ाङ्ग аштанга, "восемь ветвей") следующим образом:

"Восемь ступеней йоги - это яма (воздержание), нияма (соблюдение правил), асана (позы йоги), пранаяма (контроль дыхания), пратьяхара (отключение чувств), дхарана (концентрация), дхьяна (медитация) и самадхи (поглощение) ".


Восьмеричный путь йоги Патанджали состоит из набора предписаний для морально дисциплинированной и целенаправленной жизни, из которых асана (поза йоги) составляет только одну часть.
 


* * *

1. Ямы

Яма - ограничивающие правила, или то, чего делать не следует. Это вполне определённые действия, которых стоит избегать. Так проявляется наше отношение к тому, что нас окружает.

Яма включает 5 ограничений:

  1. Ахимса - дословно ‘ненасилие’, непричинение вреда. Имеется в виду внимательное отношение ко всем живым существам, не только к людям. Помощь тем, кто в ней нуждается, особенно тем, кто невинен, находится в затруднительной ситуации или в худшем положении, нежели мы сами. Вдаваться в крайности и пытаться спасти весь мир не стоит, тем более когда об этом не просят. Но в ситуации, когда стоишь лицом к лицу с проблемой, по возможности нужно делать выбор в пользу ненасилия. Самым наглядным примером является переход на вегетарианство - этичный тип питания. Также важно помнить, что принцип ненасилия необходимо применять и к самому себе: правильно питаться, вовремя отдыхать, выбирать благостное окружение и т. д.
  2. Сатья - правдивость (не обманывать, не вводить в заблуждение). В целом это правило касается этичного общения посредством устной и письменной речи и подразумевает как честность с другими, так и с самим собой.
  3. Астея - неворовство (не присваивать себе того, что тебе не принадлежит). Эта рекомендация действует как на физическом плане, так и на уровне ума: важно не возжелать чужого, не завидовать, не поддаваться жадности.
  4. Брахмачарья - целомудрие, воздержание от чрезмерных удовольствий, умеренность во всём. Удовольствия на физическом плане поступают через органы чувств и органы действий, важно контролировать этот процесс, не допускать неправильного и чрезмерного использования этих органов.
  5. Апариграха - нестяжательство. К этому правилу можно отнести непривязанность к чему-либо, способность довольствоваться тем, что есть; ограничить накопительство и вещизм, проявлять скромность в своих запросах.
Патанджали в книге 2 утверждает, как и почему каждое из вышеперечисленных самоограничений помогает в личностном росте человека. Например, в стихе II.35 Патанджали утверждает, что добродетель ненасилия и непричинения вреда другим (ахимса) приводит к отказу от вражды, состоянию, которое ведет йога к совершенству внутренней и внешней дружбы со всеми и вся.
* * *

2. Ниямы

Нияма - рекомендованные действия, своего рода индивидуальная дисциплина.

Нияма также включает в себя 5 правил:

  1. Шауча - чистота. Подразумевает соблюдение чистоты на физическом плане (тела и пространства), а также чистоту помыслов.
  2. Сантоша - удовлетворённость. Способность довольствоваться тем, что есть, в том числе сложившимися обстоятельствами (не сетовать, не жаловаться).
  3. Тапасья - аскетизм. Самоограничения в удовольствиях и дисциплина в практике приводят к уничтожению нечистот в организме, совершенствованию тела и органов чувств.
  4. Свадхъяя - самопознание, саморазвитие. Изучение себя, своих сильных и слабых сторон, трансформация в позитивном ключе. Чтение святых писаний.
  5. Ишвара пранидхана - преданность Богу. Почитание Бога, посвящение всех своих действий и заслуг Богу.
Важно помнить, что Яму и Нияму необходимо соблюдать на уровне тела, речи и ума.
Как и в случае с Ямами, Патанджали объясняет, как и почему каждая из Ниям помогает в личностном росте. Например, в стихе II.42 Патанджали утверждает, что добродетель удовлетворенности и принятия других такими, какие они есть (Сантоша) приводит к состоянию, когда внутренние источники радости имеют наибольшее значение, а тяга к внешним источникам удовольствия прекращается.
 


* * *

3. Асана

Патанджали начинает обсуждение Асаны (поза, сиденье), определяя ее в стихе 46 книги 2 следующим образом

Поза для медитации должна быть устойчивой и удобной.
- Йога-сутры II.46

Асана - это поза, которую можно удерживать в течение определенного периода времени, оставаясь расслабленным, устойчивым, удобным и неподвижным. В йога-сутре не перечисляется какая-либо конкретная асана. Аранья переводит стих II.47 как "асаны совершенствуются со временем путем ослабления усилий с помощью медитации на бесконечное"; это сочетание и практика останавливают дрожь в теле. Любая поза, вызывающая боль или беспокойство, не является йогической позой. Вторичные тексты, в которых обсуждается сутра Патанджали, утверждают, что одним из требований правильной позы для сидячей медитации является поддержание прямой спины, шеи и головы (правильное положение позвоночника).

Комментарий Бхасьи, приложенный к Сутрам, который, как теперь считается, принадлежит самому Патанджали, предлагает двенадцать поз для медитации сидя: Падмасана (лотос), Вирасана (герой), Бхадрасана (великолепная), Свастикасана (счастливый знак), Дандасана (посох), Сопасраясана (опора), Парьянкасана (подставка для кровати), Краунча-нишадасана (сидящая цапля), Хастанишадасана (сидящий слон), Уштранишадасана (сидящий верблюд), Самасанстханасана (равномерно сбалансированная) и Стхирасукхасана (любая неподвижная поза, соответствующая удовольствию человека).

Более тысячи лет спустя в Хатха-йога Прадипике упоминается 84 асаны, которым учил Шива, указывая четыре из них как наиболее важные: Сиддхасана (совершенная), Падмасана (лотос), Симхасана (лев) и Бхадрасана (великолепная), и описывается техника выполнения этих четырех и одиннадцати других асан. В современной йоге асаны многочисленны, в отличие от любой более ранней формы йоги.
 


* * *
 

4. Пранаяма

Пранаяма-это контроль дыхания, от санскритского слова прана (प्राण, дыхание) и āyāma (आयाम, сдержанность).

После достижения желаемой позы в стихах II.49 - II.51 рекомендуется пранаяма, практика сознательного регулирования дыхания (вдох, полная пауза, выдох и пустая пауза). Это делается несколькими способами, такими как вдох, а затем приостановка выдоха на некоторое время, выдох, а затем приостановка вдоха на некоторое время, замедление вдоха и выдоха или сознательное изменение времени и продолжительности вдоха (глубокое, короткое дыхание).
 


* * *
 

5. Пратьяхара 

Пратьяхара представляет собой комбинацию двух санскритских слов прати- (приставка, обозначающая "против" или "контра") и ахара (आहार, "приблизить, принести").

Пратьяхара привлекает внимание к себе. Это процесс отвода чувственного опыта от внешних объектов. Это шаг самоотчуждения и абстрагирования. Пратьяхара - это не сознательное закрывание глаз на чувственный мир; это сознательное закрывание процессов ума от чувственного мира. Пратьяхара дает человеку возможность перестать быть под контролем внешнего мира, привлечь свое внимание к поиску самопознания и ощутить свободу, присущую его внутреннему миру.

Пратьяхара знаменует переход опыта йоги от первых четырех ступеней схемы Аштанги Патанджали, которые совершенствуют внешние формы, к последним трем ветвям, которые совершенствуют внутреннее состояние йогина: движение извне внутрь, от внешней сферы тела к внутренней сфере духа.
 


* * *
 

6. Дхарана 

Дхарана (санскрит: धारणा) означает концентрацию, интроспективный фокус и однонаправленность ума. Корень этого слова - dhṛ (धृ), что означает "удерживать, поддерживать, оберегать".

Дхарана, как шестая ветвь йоги, удерживает ум человека на определенном внутреннем состоянии, предмете. Ум сосредоточен на мантре, или на дыхании / пупке / кончике языка / любом месте, или на объекте, который человек хочет наблюдать, или на концепции / идее в своем уме. Фиксация ума означает однонаправленную сосредоточенность, без дрейфа ума и без перескакивания с одной темы на другую.
 


* * *
 

7. Дхьяна

Дхьяна (санскрит: ध्रार) буквально означает "созерцание, рефлексия" и "глубокая, абстрактная медитация".

Дхьяна - это созерцание, размышление обо всем, на чем сосредоточилась Дхарана. Если в шестой части йоги человек сосредоточен на личном божестве, Дхьяна - это его созерцание. Если концентрация была на одном объекте, Дхьяна - это непредвзятое наблюдение за этим объектом. Если в центре внимания была концепция / идея, Дхьяна - это созерцание этой концепции / идеи во всех ее аспектах, формах и последствиях. Дхьяна - это непрерывный ход мыслей, поток познания, поток осознанности.

Дхьяна неразрывно связана с Дхараной, одно ведет к другую. Дхарана - это состояние ума, Дхьяна - процесс ума. Дхьяна отличается от Дхараны тем, что медитирующий становится активно вовлеченным в ее сосредоточение. Патанджали определяет созерцание (Дхьяна) как мыслительный процесс, при котором ум фиксируется на чем-либо, а затем происходит "курс равномерной модификации знания".

Ади Шанкара в своем комментарии к Йога-сутрам отличает Дхьяну от Дхараны, объясняя Дхьяну как состояние йоги, когда есть только "поток непрерывных мыслей об объекте, прерываемый другими мыслями различного рода об одном и том же объекте"; Дхарана, утверждает Шанкара, сосредоточена на одном объекте, но осознает множество его аспектов и идей об одном и том же объекте.

Шанкара приводит пример, когда йогин в состоянии дхараны на утреннем солнце может осознавать его яркость, цвет и орбиту; йогин в состоянии дхьяны, например, созерцает только орбиту солнца, не отвлекаясь на его цвет, яркость или другие связанные с этим идеи.
 


* * *
 

8. Самадхи 

Самадхи (санскрит: सममधध)धध)) буквально означает "соединять, соединять, комбинировать с, союз, гармоничное целое, транс". В самадхи, когда медитируешь на объект, присутствует только объект осознания, и осознание того, что человек медитирует, исчезает.
Самадхи бывает двух видов: Сампраджната Самадхи, с опорой на объект медитации, и Асампраджната Самадхи, без опоры на объект медитации.

Сампраджната Самадхи, также называемое савикальпа самадхи и Сабиджа Самадхи, медитация с опорой на объект, ассоциируется с обдумыванием, размышлением, блаженством и ощущением "Я есть".

Первые две ассоциации, обдумывание и рефлексия, составляют основу различных типов Самапатти:
  • Савитарка, "совещательный" Читта концентрируется на грубом объекте медитации, объекте с очевидным внешним видом, воспринимаемым нашими органами чувств, таком как пламя лампы, кончик носа или изображение божества. Концептуализация (викальпа) все еще имеет место в форме восприятия, слова и знания объекта медитации. Когда обсуждение заканчивается, это называется нирвитарка самадхи 
  • Савичара, "отражающий": читта концентрируется на тонком объекте медитации, который не воспринимается органами чувств, но достигается путем умозаключений, таких как чувства, процесс познания, разум, Я-есмь, чакры, внутреннее дыхание (прана), нади, интеллект (буддхи ). Успокоение размышлений называется нирвичара самапатти 
Последние две ассоциации, сананда самадхи и сасмита, являются соответственно состоянием медитации и объектом савичара самадхи:
  • Сананда Самадхи, ананда, "блаженство": это состояние подчеркивает еще более тонкое состояние блаженства в медитации;
  • Сасмита: читта сосредоточена на ощущении "Я-есть".
По словам Яна Уичера, статус ананды и асмиты в системе Патанджали является предметом спора. Согласно Маэле, первые две составляющие, обдумывание и рефлексия, составляют основу различных типов самапатти. По словам Фейерштейна,

"Радость" и "Я-есть-нето" [...] следует рассматривать как сопутствующие явления любого когнитивного [экстаза]. Объяснения классических комментаторов по этому вопросу, по-видимому, чужды иерархии [экстатических] состояний Патанджали, и кажется маловероятным, что ананда и асмита должны составлять независимые уровни самадхи.

Ян Уичер не согласен с Фейерштейном, рассматривая ананду и асмиту как более поздние стадии нирвичара-самапатти. 
 


* * *
 

Цель йоги: Кайвалья

Целью йоги является освобождение от страданий, вызванных связью с миром, посредством различающего различения между Пурушей, сознанием-свидетелем, и Пракрити, когнитивным аппаратом, включая запутанный ум и клеши. Восемь ступеней - это "средство достижения различающего различения", "разъединения пуруши от всякой связи с пракрити и всякой вовлеченности в читту". По мнению Патанджали, практика йоги "по сути, состоит из медитативных практик, кульминацией которых является достижение состояния сознания, свободного от всех видов активного или дискурсивного мышления, и, в конечном итоге, достижение состояния, когда сознание не осознает какой-либо объект, внешний по отношению к нему, то есть осознает только свою собственную природу как сознание, не смешанное с каким-либо другим объектом".

«Кайвалья» в переводе с санскрита означает `одиночество` или `совершенство`. В «Йога-сутрах» Патанджали под термином «Кайвалья» понимается Освобождение. Оба дословных перевода этого слова как нельзя лучше раскрывают смысл понятия «Кайвалья».
Одиночество, то есть непривязанность к чему-либо или к кому-либо, самодостаточность. И совершенство, то есть полное раскрытие своего духовного потенциала и реализация своего предназначения как разумного существа.

В «Йога-сутрах» Патанджали понятию «Кайвалья» посвящена целая глава - Кайвалья-пада. Название главы переводится как `Об абсолютном Освобождении`.

Краткое пояснение того, что такое Кайвалья, Патанджали даёт в самом конце главы, подытоживая вышесказанное. В сутре 34.1-3 в версии перевода А. Ригина сказано: «Кайвалья и Нирвана полностью тождественны. Кайвалья - состояние сущности Пуруши. Кайвалья - видение Пуруши во всей Вселенной и всей Вселенной в Пуруше».

Пуруша означает дух. А Нирвана означает отсутствие всех видов страданий, дословно - «неволнение». Таким образом, Патанджали указывает на то, что Кайвалья - это, во-первых, прекращение всех видов страданий, во-вторых, изначальное состояние Пуруши и, в-третьих, Кайвалья - состояние недвойственности, когда для достигшего этого состояния Пуруша становится виден во всём.

О том, как достигается Кайвалья, Патанджали пишет в предыдущей сутре - 33-й. В версии перевода А. Бейли сказано: «Состояние уединённого единства становится возможным, когда три качества материи (три гуны, или три силы природы) более не имеют никакой власти над Я. Чистое духовное сознание удаляется в Единое».

Таким образом, Кайвалья наступает при достижении состояния «Ниргуна» - выход из-под влияния гун (качеств материальной природы). Этому предшествует то, что описано в сутре 24 этой главы. В версии перевода Свами Вивекананды она звучит так: «Научившийся различать более не воспринимает ум как Атман». Дальнейшее продвижение по пути к Кайвалье осуществляется с помощью совершенства в непривязанности.

Об этом Патанджали пишет в сутре 28. В версии перевода А. Бейли она звучит так: «Человек, который развивает непривязанность даже в своём стремлении к просветлению и уединённому единству, в конце концов становится осведомлённым об осеняющем облаке духовного знания». В других, более дословных версиях переводов, это состояние определяется как состояние Самадхи под названием «Облако добродетели».

О плодах этого состояния написано в следующей 29 сутре этой главы. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «Когда эта стадия достигнута, тогда помехи и карма преодолеваются». Таким образом, достижение состояния Самадхи разрушает оковы кармы, а именно самскары (кармическое отпечатки), являющиеся той призмой, через которую человек искажённо воспринимает реальность. Разрушение оков кармы приводит к чистому восприятию реальности, без привязанности и неприязни, которые обусловлены самскарами.

О состоянии сознания того, кто достиг Самадхи, Патанджали пишет немного раньше, в сутре шестой этой же главы. В версии перевода Свами Вивекананды она звучит так: «Лишь та Читта свободна от желаний, которая достигла Самадхи». О том, что происходит после достижения Кайвальи написано в сутре седьмой этой же главы. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «Деятельность освобождённой души свободна от пар противоположностей. Деятельность других людей бывает трёх видов». В этой сутре речь идёт о накоплении кармы. И говорится, что освобождённая душа не накапливает ни хорошей, ни плохой, ни нейтральной кармы.

Примерно такая же концепция более подробно рассматривается в «Бхагавад-гите». В стихе 20 главы четвёртой сказано: «Свободный от привязанности к плодам своего труда, всегда удовлетворённый и ни от чего не зависящий, он не совершает кармических действий, хотя и трудится, не покладая рук».

Таким образом, по Патанджали Кайвалья является конечной целью йоги. Кайвалья достигается с помощью Дхьяны, которая приводит к состоянию Самадхи.
 


 
Подпишитесь на странички
Категория: Йога | Просмотров: 124 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar