00:20 Различные стадии самадхи согласно Йога-сутрам |
В йоге, буддизме и индуизме - свои пути достижения самадхи. Фото: hdrcreme.com Встреча Атмана (личной души) с Параматмой (Высшей Душой - Богом), говоря простым языком, – это Самадхи. Это блаженное состояние, достигаемое йогиным, и его часто считают предшественником просветления. Каждый из нас – часть Вселенной. Несмотря ни на что, мы начинаем и заканчиваем единством, пустотой или бессознательным состоянием. Считается, что самадхи достигается с помощью одного из различных типов медитативных техник . Когда ум сосредоточен на понимании себя, говорят, что он находится в самадхи. По мнению одного из самых известных индийских йогинов - Парамахансы Йогананды, самадхи — это беззвучное состояние отсутствия дыхания. Это слово можно разделить на сам - «вместе» или «интегрированный»; а - «в сторону»; дха - «получить, удержать». Получается значение: «приобрести интеграцию, целостность, или истину». У индуистов и буддистов существуют свои варианты достижения самадхи, в йоге тоже есть – свой путь. Автор "Йога-сутр" Патанджали называет самадхи восьмым и последним шагом на пути йоги. Самадхи часто достигается посредством медитации. В этом состоянии три аспекта медитации (1)тот, кто медитирует, (2)сам процесс медитации и (3)объект медитации, известный как Бог - наконец объединяются. Самадхи считается кульминацией всей духовной и интеллектуальной деятельности. Способность достичь Самадхи является предварительным условием достижения освобождения от цикла смерти и перерождения (сансары). Следовательно, смерть физического тела человека, обладающего этой силой, также считается самадхи. Махариши Патанджали разработал восемь ступеней йоги в своей книге «Йога-сутры»:
Это состояние, в котором душа осознает, что она нечто гораздо большее, чем обусловленное тело. Различные типы высших состояний сознания могут возникать как по одиночке, так и в различных сочетаниях. Список известных типов высших состояний сознания:
Стадии самадхиПервый уровень самадхиСампраджнята Самадхи (Савикальпа)Уровень самадхи — это когда вы находитесь в медитации, умиротворении или тишине, но доступны внешнему миру. В этом состоянии человек спокойно сидит, сознательно избавляясь от беспокойства своего ума и медитируя. Если случается какой-то стимул, вы используете свою праджню (знание), чтобы отреагировать. Это и есть Сампраджнята Самадхи.Сампраджнята, или Савикальпа самадхи, — это состояние обусловленного единства. Медитирующий переживает слияние своей души с универсальным сознанием. Однако он не может сохранить этот опыт вне медитации. Это просто опыт медитативности. В каком-то смысле этот опыт несовместим с опытом ума. Махарши Патанджали говорит, что на короткий период времени вы теряете все человеческое сознание. В этом состоянии понятия времени и пространства иные, чем в материальной природе. В течение короткого периода времени вы испытываете универсальное сознание, которое не может вписаться в индивидуальное сознание. Однако это не постоянное состояние, и каждый должен вернуться к обычному сознанию. Патанджали описывает возможные четыре стадии Савикальпа Самадхи. Тела сподвижников, ушедших через коллективное самадхи. Непал, Катманду.
1. Савитарка СамадхиЭто означает «преобразование мысли на предмете с помощью слов». Возможно, именно потому, что на этом уровне самадхи так много процессов повседневного ума, включая слова, остаются нетронутыми - многие медитирующие не осознают, что они на самом деле испытали самадхи.Это стадия обретения знания или джняны. «Знание» в духовном смысле всегда несет в себе чувство различения реального от нереального. На этом этапе наши мысли с помощью слов трансформируются в объект и начинают диалог, который называется Тарка. В состоянии Савитарка Самадхи ум сознательно оценивает вещи и решает, стоит ли их обсуждать. 2. Са-Асмита СамадхиНа заключительной стадии Савитарка самадхи йогин становится единым с объектом однонаправленной концентрации. Он утверждается в одной мысли, его ум очищается и обретает силу для проникновения глубже.Даже аханкара, или чувство «я» или «я есть», — это всего лишь Вритти, единственная мысль, которая разрушает все остальные мысли. Это вритти также можно подавить. И когда это происходит, йогин может напрямую воспринимать источник аханкары: махат. 3. Савичара СамадхиПатанджали в «Йога-сутрах» говорит о Вичара самадхи (Савичара и Нирвичара). Вичара Самадхи — это состояние самадхи, связанное с тонкими объектами, которое простирается до Пракрити (источника всего проявления).По мере углубления Савичара самадхи йоги могут начать понимать истинную природу времени и пространства, понимая природу Пракрити или Майи. Медитирующие также могут ощутить вселенский или космический разум. Разум испытывает и исследует более тонкий уровень объекта через индивидуальные и универсальные аспекты. После некоторой практики йог может полностью перевести сознание с уровня Витарка на уровень Вичара. Савичара Самадхи — это состояние тишины для индивидуального разума, но мышление доступно вселенскому или космическому Разуму. 4. Са-Ананда СамадхиЗдесь разум выходит за пределы объективного мира. Человек выходит за пределы интеллекта. Ум спокоен, нет размышлений и рассуждений.Чистый (саттвический) ум может достичь только осознания и выхода за пределы. Основное внимание уделяется внутреннему «я» и самому уму. Оно известно как «блаженное» самадхи, наполненное радостным покоем. Второй уровень самадхиАсампраджнята самадхи (Нирвикальпа)Уровень самадхи - это когда вы уходите внутрь, вдали от внешнего мира, и на вас не влияют никакие раздражители. Это Асампраджнята или Нирвикальпа Самадхи. В Махабхарате говорится, что Арджуна практиковал стрельбу из лука с такой концентрацией.На этом этапе всё, что присутствует, чисто, благоприятно, пусто и предназначено только для себя. Это Нирвикальпа или Нирбиджа самадхи. Ум йога, достигшего этого состояния, приобретает некоторые всеведущие и всемогущие качества космоса. Йог, который сможет овладеть этой стадией, в конечном итоге обретет мудрость и чистоту ума и откажется от всех привязанностей. Нирбиджа самадхи также называют Нирвикальпа самадхи. Говорят, что такие святые как Рамакришна Парамах́амса, Шри Рамана Махарши, Юктешвар Гири и Свами Вивекананда испытали состояние Нирвикальпы и достигли Нирбиджа Самадхи. 1. Нирвитарка СамадхиЭто относится к состоянию, в котором ментальные чередования шабда, артхи и джняны приостанавливаются. Менее реальные компоненты, шабда и джняна, полностью отпадают, в то время как ум поглощается только артхой, или формой, и теряет осознание того, что он является знающим.Именно здесь мы имеем больший контроль над разумом, идеями, интеллектом и диалогами. Память о природе объекта (его опознавательный звук и накопленные знания) временно преодолеваются во время Нирвитарка самадхи. 2. Нирвичара СамадхиЭто одно из двух Вичара Самадхи, упомянутых в Йога Сутре.Впервые становится возможной истинная однонаправленная концентрация. Это состояние Безмыслия или Тишины. Йог выходит за пределы ограничений времени и пространства; это состояние называется Нирвичара Самадхи. 3. Кайвалья самадхиЗаключительная стадия – достижение Кайвалья Самадхи: полного, окончательного и вечного союза с реальной, вечной реальностью.Пошаговый процесс достижения самадхи
Самадхи наступает, когда ум полностью поглощается объектом, занимающим пространство, которым вы его ограничили. В самадхи процесс концентрации, объект концентрации и ум, пытающийся сконцентрироваться или медитировать, становятся одним целым. В самадхи человек знает только суть, а не детали. |
|
Всего комментариев: 0 | |