Школа йоги Алексея Лиханова
ПРОСТРАНСТВО ПРАКТИКИ И ЗНАНИЙ

00:20
Различные стадии самадхи согласно Йога-сутрам

В йоге, буддизме и индуизме - свои пути достижения самадхи. Встреча Атмана (личной души) с Параматмой (Высшей Душой - Богом), говоря простым языком, – это Самадхи. Это блаженное состояние, достигаемое йогиным, и его часто считают предшественником просветления.

Каждый из нас – часть Вселенной. Несмотря ни на что, мы начинаем и заканчиваем единством, пустотой или бессознательным состоянием. Считается, что самадхи достигается с помощью одного из различных типов медитативных техник .

Когда ум сосредоточен на понимании себя, говорят, что он находится в самадхи. По мнению одного из самых известных индийских йогинов - Парамахансы Йогананды, самадхи — это беззвучное состояние отсутствия дыхания.

Это слово можно разделить на сам - «вместе» или «интегрированный»; а - «в сторону»; дха - «получить, удержать». Получается значение: «приобрести интеграцию, целостность, или истину».

"Это Состояние блаженного Сверхсознания, в котором йог воспринимает тождество индивидуализированной Души и Космического Духа".

У индуистов и буддистов существуют свои варианты достижения самадхи, в йоге тоже есть – свой путь. Автор "Йога-сутр" Патанджали называет самадхи восьмым и последним шагом на пути йоги.

Самадхи часто достигается посредством медитации. В этом состоянии три аспекта медитации (1)тот, кто медитирует, (2)сам процесс медитации и (3)объект медитации, известный как Бог - наконец объединяются.

Самадхи считается кульминацией всей духовной и интеллектуальной деятельности. Способность достичь Самадхи является предварительным условием достижения освобождения от цикла смерти и перерождения (сансары). Следовательно, смерть физического тела человека, обладающего этой силой, также считается самадхи.

Махариши Патанджали разработал восемь ступеней йоги в своей книге «Йога-сутры»:
  1. Яма (Обряды)
  2. Нияма (воздержание)
  3. Асана (позы)
  4. Пранаяма (контроль дыхания)
  5. Пратьяхара (устранение чувств)
  6. Дхарана (Решимость)
  7. Дхьяна (Медитация)
  8. Самадхи (Самореализация или Нирвана согласно буддийской философии).
Что такое Сверхсознание?
Это состояние, в котором душа осознает, что она нечто гораздо большее, чем обусловленное тело. Различные типы высших состояний сознания могут возникать как по одиночке, так и в различных сочетаниях.

Список известных типов высших состояний сознания:
  • измененные состояния сознания, достигаемые с помощью медитативной психотехники;
  • оптимальный опыт и состояние «потока»;
  • "эйфория бегуна";
  • осознанные сновидения;
  • внетелесный опыт;
  • околосмертный опыт;
  • мистический опыт (иногда считается высшим из всех высших состояний сознания)

Стадии самадхи

Первый уровень самадхи

Сампраджнята Самадхи (Савикальпа)

Уровень самадхи — это когда вы находитесь в медитации, умиротворении или тишине, но доступны внешнему миру. В этом состоянии человек спокойно сидит, сознательно избавляясь от беспокойства своего ума и медитируя. Если случается какой-то стимул, вы используете свою праджню (знание), чтобы отреагировать. Это и есть Сампраджнята Самадхи.

Сампраджнята, или Савикальпа самадхи, — это состояние обусловленного единства. Медитирующий переживает слияние своей души с универсальным сознанием. Однако он не может сохранить этот опыт вне медитации. Это просто опыт медитативности. В каком-то смысле этот опыт несовместим с опытом ума.

Махарши Патанджали говорит, что на короткий период времени вы теряете все человеческое сознание. В этом состоянии понятия времени и пространства иные, чем в материальной природе. В течение короткого периода времени вы испытываете универсальное сознание, которое не может вписаться в индивидуальное сознание.

Однако это не постоянное состояние, и каждый должен вернуться к обычному сознанию. Патанджали описывает возможные четыре стадии Савикальпа Самадхи.
 
Тела сподвижников, ушедших через коллективное самадхи. Непал, Катманду.

1. Савитарка Самадхи

Это означает «преобразование мысли на предмете с помощью слов». Возможно, именно потому, что на этом уровне самадхи так много процессов повседневного ума, включая слова, остаются нетронутыми - многие медитирующие не осознают, что они на самом деле испытали самадхи.

Это стадия обретения знания или джняны. «Знание» в духовном смысле всегда несет в себе чувство различения реального от нереального. На этом этапе наши мысли с помощью слов трансформируются в объект и начинают диалог, который называется Тарка.

В состоянии Савитарка Самадхи ум сознательно оценивает вещи и решает, стоит ли их обсуждать.

2. Са-Асмита Самадхи

На заключительной стадии Савитарка самадхи йогин становится единым с объектом однонаправленной концентрации. Он утверждается в одной мысли, его ум очищается и обретает силу для проникновения глубже.

Даже аханкара, или чувство «я» или «я есть», — это всего лишь Вритти, единственная мысль, которая разрушает все остальные мысли. Это вритти также можно подавить. И когда это происходит, йогин может напрямую воспринимать источник аханкары: махат.

3. Савичара Самадхи

Патанджали в «Йога-сутрах» говорит о Вичара самадхи (Савичара и Нирвичара). Вичара Самадхи — это состояние самадхи, связанное с тонкими объектами, которое простирается до Пракрити (источника всего проявления).

По мере углубления Савичара самадхи йоги могут начать понимать истинную природу времени и пространства, понимая природу Пракрити или Майи. Медитирующие также могут ощутить вселенский или космический разум. Разум испытывает и исследует более тонкий уровень объекта через индивидуальные и универсальные аспекты.

После некоторой практики йог может полностью перевести сознание с уровня Витарка на уровень Вичара. Савичара Самадхи — это состояние тишины для индивидуального разума, но мышление доступно вселенскому или космическому Разуму.
 

Самадхи - соединение с Сверхсознанием.

4. Са-Ананда Самадхи

Здесь разум выходит за пределы объективного мира. Человек выходит за пределы интеллекта. Ум спокоен, нет размышлений и рассуждений.

Чистый (саттвический) ум может достичь только осознания и выхода за пределы. Основное внимание уделяется внутреннему «я» и самому уму. Оно известно как «блаженное» самадхи, наполненное радостным покоем.

Второй уровень самадхи

Асампраджнята самадхи (Нирвикальпа)

Уровень самадхи - это когда вы уходите внутрь, вдали от внешнего мира, и на вас не влияют никакие раздражители. Это Асампраджнята или Нирвикальпа Самадхи. В Махабхарате говорится, что Арджуна практиковал стрельбу из лука с такой концентрацией.

На этом этапе всё, что присутствует, чисто, благоприятно, пусто и предназначено только для себя. Это Нирвикальпа или Нирбиджа самадхи. Ум йога, достигшего этого состояния, приобретает некоторые всеведущие и всемогущие качества космоса.

Йог, который сможет овладеть этой стадией, в конечном итоге обретет мудрость и чистоту ума и откажется от всех привязанностей.

Нирбиджа самадхи также называют Нирвикальпа самадхи. Говорят, что такие святые как Рамакришна Парамах́амса, Шри Рамана Махарши, Юктешвар Гири и Свами Вивекананда испытали состояние Нирвикальпы и достигли Нирбиджа Самадхи.
 

Шри Рамана Махарши

1. Нирвитарка Самадхи

Это относится к состоянию, в котором ментальные чередования шабда, артхи и джняны приостанавливаются. Менее реальные компоненты, шабда и джняна, полностью отпадают, в то время как ум поглощается только артхой, или формой, и теряет осознание того, что он является знающим.

Именно здесь мы имеем больший контроль над разумом, идеями, интеллектом и диалогами. Память о природе объекта (его опознавательный звук и накопленные знания) временно преодолеваются во время Нирвитарка самадхи.

2. Нирвичара Самадхи

Это одно из двух Вичара Самадхи, упомянутых в Йога Сутре.
Впервые становится возможной истинная однонаправленная концентрация. Это состояние Безмыслия или Тишины. Йог выходит за пределы ограничений времени и пространства; это состояние называется Нирвичара Самадхи.

3. Кайвалья самадхи

Заключительная стадия – достижение Кайвалья Самадхи: полного, окончательного и вечного союза с реальной, вечной реальностью.
 

Пошаговый процесс достижения самадхи

  • Первый шаг, Дхарана, в широком смысле переводится как «концентрация». Йога-сутра определяет это слово: «фиксировать ум в четко определенном пространстве». Пространство безгранично. Чтобы зафиксировать разум в пространстве, необходимо сначала изолировать его от остального пространства, создав вокруг него границу.
  • Мудрец Вьяса самый известный комментатор «Йога-сутры», рекомендует перенести свой ум в четко определенное пространство. Это может быть область вокруг пупочного центра, сердечный центр, пространство между бровями или определенная внешняя точка, например пламя или определенный образ.
  • Затем нужно выбрать объект, который займет это пространство, будь то изображение Ганеши или другого божества, янтра или мантра. Исходя из вашего характера и предпочтений, вы можете выбрать любой предмет или инструмент, чтобы вам было легко поддерживать дисциплину.
  • Когда ум блуждает, верните его в настоящий момент и сосредоточьтесь на объекте концентрации. Отвлечение - это распространенная привычка, которая может затруднить поддержание дисциплины. Концентрация и отвлечение идут рука об руку. Единственная разница в том, что один поток - поток концентрации - сильнее, тяжелее и полнее другого.
  • По мере развития концентрации она превращается в медитацию или дхьяну. Это второй шаг. Итак, дхьяна - это продолжение Дхараны.
Просвещенные мудрецы и йоги говорят, что если ваш ум остается сосредоточенным на одном объекте хотя бы 12 вдохов, вы достигли состояния медитации. Если в течение этого периода из 12 дыханий ваш ум переключается с одного объекта на другой, вы все еще находитесь на стадии концентрации.
Самадхи наступает, когда ум полностью поглощается объектом, занимающим пространство, которым вы его ограничили. В самадхи процесс концентрации, объект концентрации и ум, пытающийся сконцентрироваться или медитировать, становятся одним целым. В самадхи человек знает только суть, а не детали.
ЙОГА С АЛЕКСЕЕМ ЛИХАНОВЫМ
Категория: Основы Йоги | Просмотров: 89 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar