23:43 Притча о Будде и разбойнике Ангулимала |
В притчах, как правило представлены весьма красивые и поучительные истории, но основной смысл, который заложен в притчах для большинства людей остаётся незаметным (в тени). Чтобы его увидеть нужен свой уникальный фонарик или ключик, изменяющий угол зрения от общепринятого, иногда помогает наставник… Притча о Будде и разбойнике АнгулималаВ далёкие времена, в лесу жил безжалостный душегуб, который поклялся убить сто человек. Звали его Ангулимала, что означало «человек, отрубающий пальцы». Он уже убил 99 человек и из отрубленных пальцев сделал себе ожерелье. Осталась последняя жертва.Так случилось, что в лесу, в котором зверствовал Ангулимала прогуливался Будда, местные жители предупреждали его об опасности, но Будда сказал: «Если не пойду я, то кто же тогда пойдет? А он жаждет кого-нибудь убить, я должен идти. Этот человек нуждается во мне». Будда углубился в лес, поднялся на холм и увидел Ангулимала сидящим на скале. Тот был один. Ангулимал посмотрел на этого невинного, как дитя, человека, такого прекрасного, что даже он, убийца, почувствовал к нему расположение. Он подумал: «Этот человек, похоже, совершенно не представляет, что я здесь, ведь никто не ходит по этой дороге». Ему не захотелось убивать его и он сказал Будде: - Остановись. Не приближайся ко мне, иначе я убью тебя! Я - Ангулимала! И он показал Будде зловещее ожерелье из человеческих пальцев. Но, к своему удивлению, Ангулимала обнаружил, что тот не только не испугался и не убежал, но продолжал спокойно приближаться к нему. Тогда Ангулимала сам испугался и закричал: - Стой! Не двигайся! Будда ответил: - Я давно остановился и не двигаюсь, во мне нет побуждений. Как может произойти движение, если нет побуждения? Я достиг цели и я говорю тебе Ангулимала: - Стой! Остановись! Будда подошел еще ближе сказал: - Я слышал, что тебе нужен еще один палец, и я предлагаю тебе, отрежь мой палец и мою голову. Я выполнил свою миссию и теперь мое тело уже бесполезно, но этим я могу спасти чью-то жизнь. - Перед тем, как ты убьешь меня, сделай одну вещь. Срежь ветку этого дерева. Ангулимала ударил мечом и упала большая ветка. Будда сказал: - И еще одно: теперь присоедини ее обратно. Ангулимала сказал: - Я могу только отрезать ее, но я не могу присоединить обратно. Тогда Будда сказал: - Раз ты можешь только разрушать и не можешь созидать, ты не должен этого делать, так как разрушать могут и дети, в этом нет никакой храбрости и доблести. Эту ветвь может отрезать и ребенок, но чтобы присоединить и срастить её, нужен Мастер. А если ты не способен присоединить ветвь к дереву, как ты можешь отрезать человеческие головы? Думал ли ты когда-нибудь об этом? Ангулимала закрыл глаза, постоял так некоторое время, потом упал к ногам Будды и сказал: - Веди меня по этому пути! На следующий день Ангулимала был уже в числе учеников Будды и просил подаяние в городе. Весь город попрятался. Люди так боялись! Они думали: «Даже, если он стал учеником Будды, ему нельзя верить. Он очень опасен!» Ему ничего не подавали, кто же хочет рисковать! Люди стояли на балконах и смотрели вниз. А потом они стали швырять в него камни, ведь он стольких убил. Ангулимала упал, кровь текла по его лицу, он был весь изранен. Когда Будда узнал об этом, он поспешил к нему, наклонился и взял его за руку. Ангулимала открыл глаза и смеясь сказал: - Будда не один камень не попал в меня! Будда сказал: - Ангулимала Прозрел!
У разбойника было ожерелье из пальцев… Разбойники метафорически это мы… Потому что мы грабим материальную вселенную. Все в этом мире принадлежит не нам, но мы почему-то, стараемся это присвоить себе, как разбойники, а пальцы - это наши заслуги, это наши иллюзии могущества, маркеры социального статуса, фетиши успеха:
Следующий очень важный смысл Будда произнёс: – Я уже давно остановился. А кто есть Я? Когда мы осознаем свое настоящее истинное Я, мы осознаем вечность, мы осознаем тишину, мы осознаем спокойствие, умиротворение. Поэтому Будда говорит: – Вот Я, уже давно остановился… Когда я познал свое Я, тогда произошла вот эта остановка. Остановка эго, остановка ума, остановка обезьянки, скачущей по веткам мыслей… Интеллект становится инструментом – нужно включил, не нужно отключил. Будда говорит у меня это уже произошло – пришло время и тебе остановиться. Мы должны остановиться по жизни, не бежать за иллюзиями, не раскручивать колесо сансары… Во всём, что мы ищем, во всём куда мы бежим, торопимся, пыхтим и ловчим, ищем мы по сути только себя. Поэтому нужно остановиться и осознать кто есть я. И уже из этой позиции, кто есть я, начать действовать. Только осознавая кто есть я, Первостепенная задача каждого из нас найти себя, остановиться и только из этого состояния начать снова своё движение, свою миссию, свою дегустацию жизни. Выбирая себя, тебе будет не на кого свалить, если что-то пойдёт не так. А с этим гораздо проще двигаться вперёд, ибо так ты действительно живёшь, а не проходишь выделенный тебе путь жизни наобум. Мы не в силах найти покой тишины без того, чтобы остановиться. Если мы будем гнаться за чем-то все быстрее и быстрее, если мы будем принуждать себя к чему-то все сильнее и сильнее, мы никогда не добьемся этой тишины. Мы способны найти ее только здесь. В тот самый момент, когда мы по-настоящему остановим наше движение и внутренний шум, мы начнем находить исцеляющую тишину. Тишина – это не лишение чего-то, это не бесполезная пустота. Чем больше в нас пространства для неподвижности и тишины, тем больше мы можем дать себе и окружающим. Текстовые источникиИстория Ангулималы хорошо известна в традиции Тхеравады. В ранней буддийской литературе первоначальной встрече Ангулималы с Буддой и его обращению посвящены два текста. Считается, что в них представлена самая древняя версия этого сюжета. Первым и, вероятно, более старым, является Ангулималатхера-гатха в составе сборника «Тхерагатха», а вторым - Ангулимала-сутта.По каноническому сюжету Ангулимала - это серийный убийца, который после встречи с Буддой стал монахом. Ангулимала является важной фигурой в буддизме, особенно для школы тхеравада. Его изображают как жестокого разбойника, который полностью меняется после обращения в буддизм и являет собой высочайший пример спасительной силы учения Будды и его мастерства как учителя. В Южной и Юго-Восточной Азии Ангулималу воспринимают в качестве святого покровителя при родах и ассоциируют с плодовитостью. Историю про Ангулималу можно обнаружить в многочисленных источниках на пали, санскрите, тибетском и китайском языках. Исторический Ангулимала родился в Ахимсаке. Он рос в Саваттхи, где стал любимым учеником своего учителя. Однако прочие ученики из ревности настроили наставника против Ангулималы. Пытаясь избавиться от нелюбимого ученика учитель отправил его выполнять страшное задание - для того, чтобы окончить учёбу юноше надо было собрать сотню человеческих пальцев. Пытаясь выполнить его Ангулимала превратился в жестокого убийцу, из-за которого люди целыми деревнями обращались в бегство. В конце концов царь послал армию, чтобы его изловить. Мать Ангулималы пыталась вмешаться и чуть было не погибла от руки сына. Однако Будде удалось предотвратить ужасное преступление и наставить Ангулималу на путь добродетели. К удивлению царя бывший убийца стал монахом. Деревенские жители были сильно озлоблены против него, но ситуация несколько улучшилась, когда монах помог одной женщине при родах. |
|
Всего комментариев: 0 | |