Школа йоги Алексея Лиханова
ПРОСТРАНСТВО ПРАКТИКИ И ЗНАНИЙ

22:49
Куккурипа: святой, который не смог бросить собаку даже ради Нирваны.

Куккурипа. Тибет, XVI в.

В традициях тибетского буддизма сиддхи и махасиддхи – это йогины, проповедники, подвижники Учения, святые, которые достигли духовного совершенства и приобрели сверхъестественные способности при помощи психофизических практик. Словом "сиддхи" также обозначают эти способности.

Сохранились десятки биографий махасиддхов, которые говорят о том, что любой человек вне зависимости от происхождения и образа жизни при желании и упорстве может достичь освобождения от уз перерождений и порадовать окружающих чудесами.

С точки зрения буддистов рано или поздно каждый из нас достигнет просветления, просто пути у всех разные. Даже одержимый местью колдун и обезумевший от скорби вдовец могут стать святыми.

Но не все истории о махасиддхах изобилуют остросюжетными драмами. Ведь смысл в том, что просветление и избавление от страданий - удел всех живых существ. И особенно повезло тому, кто родился человеком, потому что ему проще всех достичь духовных высот.

А привилегии, как и любое право, всегда подразумевают ответственность. Для человека ответственность состоит в том, чтобы помнить о неисповедимых путях перерождений: твой родственник, сердечный друг или злейший враг из прошлых жизней в этой - могут быть перерождёнными в кого угодно. Поэтому так важно проявлять милосердие к животным.

Одним из образцов неизмеримой любви и сострадания к братья нашим меньшим является махасиддха Куккурипа.
 
Куккурипа. Восточный Тибет, XVIII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк.

Это был индуистский брахман, живший в непальском городе Капилавасту, и его заинтересовало буддийское учение. А, может быть, он просто захотел попутешествовать вместо того, чтобы начитывать ведийские гимны. В общем, он странствовал и жил на подаяние.

Однажды Куккурипа решил посетить святыни Лумбини - это город на границе с Индией, который считается местом рождения Сиддхартхи Гаутамы. И по пути Куккурипа встретил маленькую истощённую собачку.

Он взял её с собой, спрятал в пещере и пошёл на поиски пищи. Пока ходил, понял, что не может оставить слабое животное.

"Какая, собственно, разница, буду я практиковать в святом-пересвятом Лумбини или в уединённой пещере"

- подумал Куккурипа. И остался с собачкой.

Куккурипа. Тибет, XIX в.

Прошло 12 лет. Куккурипа достиг совершенства и овладел такими способностями, как ясновидение и другие мирские сиддхи. Он обрёл просветление и божества пригласили его на уровень повыше. Куккурипа улетел на небеса, а собака оставалась жить в пещере, причём, вода и пища появлялись для неё сами по себе.

На небесах новоиспечённому махасиддхе было, конечно, хорошо, но возник интересный парадокс: он достиг духовного совершенства и по мнению небожителей был готов к тому, чтобы покинуть сансару и перейти в нирвану. Но Куккурипа этого не захотел и не считал себя достойным быть с просветлёнными, потому что там на земле у него оставалась земная привязанность - одинокая собака, которую он подобрал и выходил. И он не мог выкинуть её из своего сердца.

Куккурипа. Тибет, вторая половина XX в.

Просветлённые уговаривали махасиддху остаться на небесах, мотивируя тем, что достигнув таких успехов, негоже сохранять иллюзорные идеи, такие как мысли о собаке, - она ведь когда-то была кем-то другим и потом переродится в кого-то другого, всё есть тлен и привязанности лишены смысла.

"Но мы в ответе за тех, кого приручили"

- решил Куккурипа и ответил, что всё же он пока не достоин быть с просветлёнными.

Его продолжали уговаривать, но совесть не позволила йогину забыть о брошенной собаке. Тоска по доброму и преданному маленькому другу была так сильна, что Куккурипа просто вернулся с небес к пещере. Он погладил собаку и она превратилась в дакини и сказала ему:

"Прекрасно, прекрасно, сын благородного семейства!
Ты не удовлетворился мелкими успехами.
Теперь ты достигнешь высшего сиддхи.
Любой из прежних талантов мог обмануть,
но ты освободился от невеpных взглядов,
и это удивительнее любых дарований.
Мать удостоит тебя святых сиддхи
высшей и чистейшей из всех радостей."

(c) Львы Будды: описание 84 индийских махасиддхов

Куккурипа. Тибет, XIX в. Тибетский дом (англ. Tibet House Museum), Нью-Йорк

Дакини передала йогину знания и умения для дальнейшего левел-апа. Так Куккурипа, который просто действовал по совести и не смог забыть о своём долге по отношению к собаке, обрёл непоколебимость ума и ясность сознания, которые приводили к нему многочисленных почитателей и учеников. А это уже было не только его личное достижение, но и труд на благо всех живых существ.
 

Куккурипа. Архивы монастыря Шечен, Китай

Собственно, бодхисаттва - это просветлённое существо, которое отказалось от нирваны из сострадания к тем, кому способно помочь, и его кредо - труд на благо всех живых существ. Поэтому махасиддхи приближаются к бодхисаттвам и потенциальным буддам не столько за счёт личных достижений, сколько за счёт той пользы обществу, которую они стремятся принести.

Отличить Куккурипу от других махасиддхов очень просто. Он всегда изображается с ласковой собачкой. Образ этого святого в живописи, графике и скульптуре невероятно трогателен.
ЙОГА С АЛЕКСЕЕМ ЛИХАНОВЫМ
Категория: Буддизм | Просмотров: 139 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar