Хатха йога в Оренбурге

Интервью с Алексеем Лихановым

(записано для интернет ресурса "Йога для тебя" 1 фев. 2016 г.)

Йога для тебя (ЙдТ): Как давно занимаетесь йогой. Как начали самостоятельную практику - по книгам/в центре или студии йоги? 

Алексей Лиханов (А.Л): Заниматься хатха-йогой, т.е. гимнастикой йогов, начал в феврале 2010 года по Телеканалу Живи, где ежедневно шли уроки йоги для начинающих. Это было первое знакомство с индийской практикой, о которой я раньше ничего не знал. 

Примерно через полгода начал заниматься в группе йоги. Занятия три раза в неделю в группе я дополнял трехчасовыми занятиями дома. С 2011 года я стал глубже изучать философию йоги, слушать аудио-лекции, знакомиться с разными стилями и направлениями йоги. Первые преподаватели хатха-йоги: Анна Грабарчук, Раабиг Наби.


ЙдТ: Почему стали преподавать?

А.Л: Если отвечу, что изначально у меня не было никакого желания самому вести занятия то, скорее всего, слукавлю. Желание было, и по-видимому, очень сильное. Было такое ощущение, что не могу им не быть. Мне не нужно было пробовать себя в этой сфере, я знал, что это моё.

И здесь сразу хочу выразить благодарность своим учителям, которые дали толчок, необходимый импульс для начала моей преподавательской деятельности. И самое главное, я получил от них моральную поддержку и личный пример.

ЙдТ: Сколько человек приходит к вам на занятия? С каким количеством учеников комфортно заниматься и за всеми успевать следить, поправлять асаны? 

А.Л: Бывает по-разному. В среднем наши группы от 5 до 12 человек. Пожалуй, это самое комфортное количество людей в зале. Успеваешь уделить внимание каждому, проследить, кто что делает, при необходимости подсказать, подойти поправить начинающего или дотянуть опытного ученика.


ЙдТ: Какими качествами должен обладать преподаватель по йоге? Что важнее всего? 

А.Л: Это самый главный вопрос, на который хотелось бы ответить. Для преподавателя необходимо наличие желания отдавать, делиться своим опытом, подтягивать до своего уровня, мотивировать, морально поддерживать, хвалить учеников за их даже небольшие успехи.

Нельзя стать хорошим преподавателем йоги, только из-за своих личных достижений в практике.

Хочу дать совет всем, кто планирует встать на этот путь, подумать хорошенько несколько раз, прежде чем записываться на обучающие курсы инструкторов. Если вы ожидаете, что будите вести групповые занятия для собственного удовольствия, развития собственного тела, и получения дохода, то это – миф. Преподаватель - это тот, кто, прежде всего, отдает. Это самое важное.

Если вы не чувствуете в себе энергию (призыв) отдавать, то скорее всего это не ваше. Продолжайте заниматься в группе, выбирайте подходящее направление, стиль, преподавателя.

Хороший преподаватель йоги это высокоорганизованный, целеустремленный и ответственный человек, умеющий найти подход к большинству учеников. Предложить тот вариант упражнения, который доступен для данного человека.

Личной практике (та, что для себя), преподаватель должен ежедневно посвящать достаточное количество времени. Это должны быть не только асаны, но и практика медитации, приводящая ум к уравновешенному состоянию. Совсем необязательно делать дома весь комплекс упражнений, который дается в группе. Это может быть набор ключевых упражнений, в которых акцент будет направлен на те мышцы тела, которым вам больше нужно уделять внимание. Так же важно для преподавателя самообразование - это чтение литературы и статей авторитетных учителей, а так же их лекции, видео и аудио материалы; изучение текстов-первоисточников йоги и комментариев к ним.


ЙдТ: Бывает с преподавателем такое, что не хочется идти на занятие к ученикам? Как справляетесь :) 

А.Л: Преподаватель тоже человек, и настроение, и его самочувствие бывает разное. Если у ученика нет желания сегодня заниматься, то спроса с него нет. С преподавателем совсем другое дело. Его обязанность прийти в зал бодрым, отдохнувшим, в хорошем расположении духа, с настроем на практику.

Как поддерживать бодрость духа?

Во первых - соблюдением режима дня, здоровое питание, плюс витаминные комплексы, при необходимости био-добавки. Ежедневные прогулки не менее часа, по возможности, в тихом парке. Если вам удается найти безлюдное место, то прогулку можно совместить с медитацией. Этих правил я стараюсь придерживаться.

Если настроения совсем нет, то несколько долек темного шоколада с высоким содержанием какао-масла перед тренировкой повысит ваш тонус, придаст сил и настроение.

Если вы вынуждены совмещать преподавание йоги с другой работой, то необходимо организовать ваш режим дня так, что бы отдых был полноценным. К постоянно уставшему учителю ученики тянуться не будут.

Со временем, когда йога станет вашим образом жизни и начнет приносить необходимый доход, другая работа может вам не понадобиться совсем. 

ЙдТ: Три совета тем, кто хочет начать заниматься йогой, но все никак не дойдет до коврика. 

А.Л: Главной сдерживающей причиной для людей, по моим наблюдениям, это чрезмерная социальная занятость: ненормированная утомительная работа, маленькие дети, другие ежедневные обязанности. Так же причиной может быть удаленность йога-зала, как от работы, так и от дома.
  • Совет первый: попробуйте начать посещать занятия один раз в неделю, например по выходным.
  • Совет второй: если вторая половина дня у вас занята и вечером совсем не остается сил, то вам могут подойти утренние занятия.
  • Совет третий: проанализируйте ваш день или рабочую неделю, на что вы тратите больше сил, когда вы знаете причину, легче будет внести изменения.


Практикуйте!